Стрелы в Робина Гуда
Ридли Скотт решил рассказать всему миру, кем на самом деле был Робин Гуд. Никто не знал, а это - Рассел Кроу
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Кроу даже сниматься согласился только тогда, когда Скотт пообещал ему, что на этот раз надоевшая всем сказка о шервудском разбойнике будет рассказана по-новому, начистоту. Кроу согласился, а вот зритель не раз поперхнется тем "Робином Гудом", которого в демифологизирующей манере наваяли американские мастера блокбастеров.
Перед нами, для начала, вовсе не история о Робине Гуде, а скорее то, что принято называть "приквелом". То есть, по-русски, "с чего началась легенда". И тут уже, даже если не рассказывать весь сюжет, достаточно дать пару зацепок, чтобы каждый понял: Ридли Скотт решил придумать историю заново. Итак, король Ричард, которого привычно ожидают ближе к концу каждого рассказа о Робине Гуде, не придет: он погибнет раньше, чем Локсли отправится в Англию. Более того, Локсли зовут Робертом, а Робин Локстрайд просто снимет с него броню и выдаст себя за дворянина, чтобы не было проблем с въездом на берег Британии. Девица Марианна теперь никакая не девица, а просто вдова сэра Локсли, которая влюбится в Робина, будучи уже, так сказать, не в первом соку. И так далее.
Ридли Скотта можно понять. Хрестоматийный сюжет и так уже по много раз изъездили вдоль и поперек. Самыми известные в мире экранизации стоит перечислить. Это "Приключения Робина Гуда" Майкла Кертица (Марианну там играла "Мелани" из "Унесенных ветром" Оливия де Хэвиллэнд) – жизнерадостный, пышущий яркими цветами приключенческий фильм в лучших традициях "золотого века" Голливуда. "Робин Гуд и мужчины в трико" - пародия Мэла Брукса, в которой над Робином и его бандой издевается даже сам режиссер. Особенно врезается в память сцена, где проезжающий спрашивает у Робина и его парней: "Вы кто?" - "Мы – веселые ребята!" - "Педики, что ли?" (намек на омофонию слова gay) – "Нет, хотя мы и одеты в колготки". "Робин Гуд – принц воров" Кевина Рейнолдса представил самый интеллигентный образ Локсли, исполненный Кевином Костнером – актером, за которого часто играет его исполненное вечной грусти лицо настоящего мужчины. Правда, в противовес ему в фильме был выставлен еще больший интеллигент Морган Фримен, который изображал из себя сарацина и носителя всей восточной мудрости в одном лице. Меланхоличный "Принц воров" - это шаг от приключений к балладе о том, что герой – это всегда герой, даже если он просто сидит на скале и думает о каким-нибудь пустяках.
Скотту нужно было придумать некий ход, чтобы в конкурентной схватке с другими современными блокбастерами и предшественниками, повествующими о Робине Гуде, вырваться вперед. И он не открыл Америку, когда пошел в сторону демифологизации, сурового реализма и динамичной агрессии, как это в последнее десятилетие делалось уже не раз. Рассел Кроу талантливее Костнера, но играть ему здесь особенно нечего. В фильме слишком много компьютерных эффектов, сюжетных поворотов и других элементов массового кино, широко шагающего к подростковой аудитории. "Бэтман", "Шерлок Холмс" и "Робин Гуд" в отношении стиля расходятся очень мало, и взрослому человеку смотреть будет скучновато, хотя он отдаст должное оригинальным сценарным ходам. Но эти ходы больше напоминают комиксовые "продолжения" приключений старых героев, чем действительно новый взгляд, открывающий незримые прежде грани характера или ситуаций. В этом кино для личности пространства не оставлено, перед нами готовый образ, который мало эволюционирует за два часа экранного времени, хотя все новые сюрпризы сценария, кажется, должны были бы этому способствовать. В фильме Скотта ярко проявился только образ Марианны в исполнении Кейт Бланшетт. Старая дева, похожая на школьную учительницу, старающуюся держаться бодрячком, Марианна постоянно раскрывается перед нами с разных сторон. Это не всегда аргументировано, но смотреть почему-то приятно.
Не следует, впрочем, думать, что "Робин Гуд" Ридли Скотта – плохой фильм. Вовсе нет, он довольно увлекателен, чтобы смотреть его, изредка переводя дыхание. Здесь есть неплохой сценарий, которого хватило бы и на четыре часа фильма, а так временами его перенасыщенность мешает воспринимать происходящее. Есть прекрасные актеры, которым не дают раскрыть и половину их потенциала. Есть много спецэффектов, есть юмор и яркие батальные сцены. Но этот фильм не запоминается, так же, как многие другие продолжатели кинематографических традиций, появившиеся в последние годы, его забываешь на следующий же день после просмотра, хотя сразу после выхода из зала его советуешь посмотреть всем знакомым. Это качественный одноразовый продукт для молодежи, и на этой ноте остается только раскланяться в манере средневековых английских дворян.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/