Ноэбратимость
Кислотный постмодернистский порно-хоррор "Вход в пустоту" всасывает зрителя в туннель беспросветного уныния
Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - После фильма "Необратимость" Гаспар Ноэ стал народным российским режиссером. Каждого в том фильме зацепило что-то свое. Кому-то нравилось, как голые Венсан Кассель и Моника Беллуччи полчаса кувыркаются в постели. Кто-то, затаив дыхание, наблюдал десятиминутную сцену анального изнасилования той же Беллуччи в подземном переходе. Кто-то в ужасе наблюдал, как герою в ночном баре ломали руку, а потом долго и детально разбивали голову огнетушителем. А синефилов привлекал метод съемки: "летающая" камера снимала весь фильм как бы одним кадром, а сцены при этом были выстроены в обратной хронологии, что давало странное ощущение времени, двужущегося одновременно и вперед, и назад.
С момента выхода "Необратимости" прошло семь лет, и Ноэ выпустил новый фильм, количественно превосходящий прошлый хит почти во всем. Камера "летает" почти на час дольше, и "Вход в пустоту" длится два с половиной часа. Композиция еще более усложнена в соответствии с сюжетом. Сцены насилия почти исчезли, сменившись огромным количество порно-эпизодов, по своей продолжительности вполне подходящие фильмам "для взрослых". В результате смотреть фильм стало практически невозможно, над ним следует медитировать, в него нужно погружаться, а еще его не мешало бы перемонтировать и лишний час спокойно выбросить.
Главный герой фильма умирает в самом его начале. Это молодой человек, наркодилер и наркоман, у которого в жизни есть только одна важная задача – следить, чтобы никто не обижал его сестру-стриптизершу, с которой они живут в Токио. После смерти его душа вырывает из тела и начинает следить за сестрой, попутно вспоминая свою прошлую жизнь. Слежение и воспоминания связаны, в основном, с ночной жизнью токийских притонов.
Итак, что же остается, если выбросить полтора часа порносцен? Прежде всего, глюки. Выполненные в традиции видений героя из "Космической одиссеи 2001" Кубрика, они по своей продолжительности, интенсивности и компьютерной навороченности далеко оставляют позади кубриковский шедевр. В какой-то момент очередной серии галлюцинаций возникает ощущение, что кроме них в фильме уже больше ничего не появится, что это такое своеобразное шоу, которое можно поставить скринсейвером на компьютер. Думаешь, что кино бывает разным и имеет на это право, так почему бы "Входу в пустоту" не быть таким видеоартом, чтобы галлюцинации продолжались все два с половиной часа? И вот в тот момент, когда зритель расслабляется и начинает получать какое-то странное удовольствие от череды плывущих по экрану разводов, Ноэ "выбирается" со своей камерой на свет, и занимательное путешествие по человеческому дну в Токио продолжается. Сюжет благодаря этому ставится под сомнение: может, не было никакой смерти, а все происходящее – это сон? Или весь мир сон, и вся жизнь тоже, все – майя, иллюзия, которую осознал протагонист. Камера для подтверждения этой мысли делает все возможное. Первые минут двадцать фильма мы наблюдаем происходящее "из глаз" героя, что напоминает знаменитый видеоклип группы The Prodigy Smack My Bitch Up. После смерти камера, она же душа, вылетает из тела, проносится сквозь стены, ныряет в туннели, подглядывает за удовлетворением первичных потребностей разных человеческих отбросов, включая сестру главного героя. Во флэшбеках камера "смотрит" из-за головы героя, будто все та же душа жила не в теле, а рядом. Сцены, каждая еще более отталкивающая, чем предыдущая, следуют друг за другом, как сплошной ночной кошмар, который никак не закончится. Мне лично больше всего запомнилось натуралистичная демонстрация аборта в дешевой клинике.
Те, кто не знает заранее о продолжительности фильма, снова и снова будут надеяться, что фильм закончился, но Ноэ просто так никого не отпустит. Да и уходить как-то неудобно: фильм в прошлом году номинировался на "Золотую пальмовую ветвь", да еще и ссылается на великого Леоса Каракса: как метко подметил Андрей Плахов, главных героев "Входа в пустоту" зовут Алекс и Оскар, которые представляют собой расшифровку анаграммы "Леос Каракс". Все к тому, что смотреть – надо. Но вот удовольствие получат точно немногие.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/