Танго выстояло

Начавшаяся неделя обещала москвичам Первый международный музыкальный фестиваль аргентинского танго Soledad Tango. Ожидалось, что в нем примут участие танго-оркестры Европы, но исландский вулкан скорректировал программу

Танго выстояло
Фото автора

Москва. 20 апреля. INTERFAX.RU - До сих пор в Москве проводились фестивали аргентинского танго - танца, который, без преувеличения, захватил весь мир. Об этих фестивалях, о популярности социального танца, каким является аргентинское танго, "Интерфакс" рассказывал. Сейчас мы говорим о музыкальном фестивале. Он организован по инициативе лучшего российского танго-оркестра Soledad Orquestra и приурочен ко Дню рождения этого замечательного коллектива. Идею проведения фестиваля поддержало, посольство Аргентины в России (2010-й год объявлен ЮНЕСКО Годом танго, к тому же в этом году отмечается 200-летие независимости Республики Аргентина).

На всякий День рождения собираются гости. Гостями Soledada должны были стать лучшие европейские оркестры, выдающиеся танцоры из Аргентины и Уругвая. Но вулкан, закрывший Европу облаком пепла, внес коррективы - Silencio Orquesta Tipica из Швейцарии и Tanguarda из Нидерландов не смогли вылететь в Москву. Фестиваль проводится по усеченной программе.

То, что музыка танго пришла из Аргентины - это известно. Но и Уругвай давно и небезуспешно доказывает, что родина танго - Монтевидео. Небезуспешно потому, что имеются неоспоримые факты. Самое знаменитое танго всех времен "La Cumparsita" сочинил уругваец Херардо Эрнан Матос Родригес еще в 1914 году. Сейчас "La Cumparsita" звучит на каждой милонге (вечеринка, где танцуют аргентинское танго) и извещает об окончании танцев. И самое первое танго "La Morocha" (Неувядающая), завоевавшее популярность в Европе, тоже было написано уругвайским композитором Энрике Саборидо.

Но как случилось, что один из лучших танго-оркестров Европы появился в России? А в том, что авторитет и популярность московских музыкантов действительно велики, свидетельствует хотя бы то, что Soledad является официальным оркестром крупнейших международных танго-фестивалей. Только в прошлом году Soledad, по утверждению директора оркестра Ирины Перетятько, дал около ста концертов в России и за рубежом.

Накануне открытия фестиваля я встретился с музыкальным руководителем Soledad Orquestra, аккордеонистом и бандеонистом Дмитрием Коваленко. Наш разговор состоялся поздно вечером в галерее ресторана "Марсель" - одно из любимейших мест московских тангерос. В эту ночь здесь проводилась милонга, мимо нас спешили в танцзал разнаряженные дамы и их кавалеры, а слух уже ласкали знакомые страстные мелодии. Я попросил Дмитрия рассказать, как возникла идея создания танго-оркестра.

-Однажды еще школьником, я был с родителями проездом в Москве и в магазине пластинок услышал музыку, которая меня чрезвычайно взволновала. Знаменитый скрипач Гидон Кремер играл произведения незнакомого мне композитора Астора Пьяццоллы. Потом, уже студентом Гнесинского музучилища, я купил магнитофонную кассету с записями танго Пьяццоллы. Прослушал ее десятки раз. Чуть позже в нотном магазине нашел ноты - даже запомнил тот февральский день, когда произошло это знаковое для меня событие.

Жили в студенческом общежитии Гнесинки, вокруг одни музыканты. Однажды дал сокурсникам послушать одну из самых моих любимых композиций Пьяццоллы "Осень в Буэнос-Айресе" и предложил: давайте попробуем сыграть. Народ напрягся - все слышали такую музыку впервые. Все же стали репетировать, спорили, ругались, но выучили. Сыграли "Осень" на отчетном концерте в училище. На следующий год подготовили еще несколько вещей Пьяццоллы. К выпускному курсу играли композиции и других известных композиторов аргентинского танго. Это была уже концертная программа.

С этого все и началось. Костяк оркестра - мои однокурсники. Талантливейшие ребята - скрипач Александр Рязанов, контрабасист Евгений Козлов, другие музыканты, пришедшие позже. Все влюблены в эту музыку. В училище изучали классику, слушали и исполняли большие сочинения, целые полотна на час и более. А танго звучит всего 3-4 минуты. И надо вложить в него всю душу, все, что у тебя есть и в голове, и в сердце, и в руках, которые держат инструмент.

Знакомились со многими оркестрами, играющими аргентинское танго. Искали, что должно быть в этой музыке такого, чтобы под нее было удобно танцевать. Помню выступление на нашей первой в жизни милонге. Мы играли, а танцующий народ постепенно расходился с паркета, недоуменно поглядывая на нас. К концу сета осталось только три пары. После этого мы год не соглашались играть на милонгах. Слушали, учились, искали свой звук, свой саунд. Поняли, что музыка танго не может быть отдельно от танго. Ее нельзя играть не сопереживая. Танго должно быть в тебе самом. А вообще, аргентинское танго это целая культура, которая включает в себя и танец, и музыку, и поэзию, и много чего еще. Не берусь сказать, что возникло сначала - музыка или танец.

Много интересного рассказал мне в тот вечер Дмитрий Коваленко. Кстати, название оркестра "Soledad" переводится и испанского как одиночество, тоска, еще одно значение слова - древний танец.

По образованию Дмитрий - аккордеонист. Но самый главный инструмент в любом оркестре, исполняющем аргентинское танго, бандонеон. А это, как говорят, гармошка, да не та - совершенно другой инструмент. Пришлось переучиваться. Приобрел бандонеон, точную копию того, на котором играл Астор Пьяццолло. Дмитрий несколько раз специально ездил в БуэносАйрес и занимался с одним из самых именитых бандеонистов Фернандо Рэском - у него много учеников по всему миру, даже в Китае, где, оказывается, тоже танцуют аргентинское танго.

Сейчас оркестру уже девять лет. Возраст младенческий, но сегодня это сложившийся, высокопрофессиональный музыкальный коллектив с богатым репертуаром, который включает в себя музыку традиционного аргентинского танго, хиты лучших аргентинских и мировых оркестров эпохи "Золотого века танго", tango nuevo и даже образцы российского танго. Своеобразие Soledad Orquestra прежде всего в том, что он соединил в себе качества двух оркестров - концертного, филармонического и танцевального оркестра для милонг. Эту уникальность оркестра признают многие звезды аргентинского танго, с которыми московским музыкантам приходилось работать. Вот что сказал о Soledad корреспонденту "Интефакса" выдающийся аргентинский танцор и преподаватель танго Себастьян Арсе, почетный член Национальной Академии Танго (Буэнос-Айрес): "Soledad очень молоды, но, несмотря на их юный возраст, у них уже есть богатый опыт выступлений в престижных концертных залах и на международных фестивалях танго. Их роскошный репертуар действительно является одним из самых богатых в Европе. Вызывает большое уважение и ценно то, что они не прекращают развиваться, у них всегда есть цели, и они поддерживают свое музыкальное мастерство на самом высоком уровне".

Интересно и мнение об оркестре президента международного фестиваля "Ночи милонгеро", основателя и руководителя культурного центра "Ла Милонга", члена аргентинской Ассоциации преподавателей, танцоров и хореографов аргентинского танго Александра Вистгофа. Он убежден, что далеко не под каждый оркестр, играющий музыку танго, можно танцевать. Soledad удалось освоить стилистику танцевальной музыки, у них есть особая энергетика, свой драйв, который передается танцующим - это очень важная характеристика оркестра.

Концерты музыки танго с восторгом встречаются москвичами, так же, как и ежедневные милонги, шоу лучших российских и зарубежных танцоров танго. Сегодня Soledad Orquestra вместе с маэстрос из разных стран дают представление на сцене ЦДЛ. А в среду в Московском международном доме музыки под Soledad Orquestra будут танцевать король танго, как называют его во всем мире, Себастьян Арсе и Марианна Монтес (Аргентина). Москвичи хорошо знают и любят эту блистательную пару, поражающую не только безупречной техникой, но и всегда неожиданной, креативной хореографией, актерским мастерством. Каждый их танец наполнен чувством, неподражаемой страстью.

Президент Российского танцевального союза Станислав Попов любит повторять: "Танцуйте и будьте счастливы". Эти слова даже стали слоганом всех чемпионатов по спортивным танцам. Так и хочется их дополнить: слушайте, танцуйте аргентинское танго и ваша жизнь обогатится новым смыслом.

Обозреватель Владимир Косарев

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });