И вновь - апрель, французы, JAZZ
Во МХАТЕ им. Горького состоялся первый концерт фестиваля французского джаза Le Jazz. На этот раз он проводится в рамках Года Россия-Франция 2010 сразу в нескольких городах
Москва. 9 апреля. INTERFAX.RU - Стало уже традицией, что весна в Москве начинается с Le Jazz. Вот уже шестой год подряд организаторы фестиваля агентство "АртМания", Французский культурный центр в Москве при поддержке Министерства культуры РФ и посольства Франции в России привозят в нашу страну самых ярких артистов современной французской джазовой сцены. За минувшие пять лет у нас побывали кларнетист, бас-кларнетист и альт-саксофонист Мишель Порталь, пианист Джекки Террассон, гитарист Давид Рейнхардт, певица Мина Агосси и многие другие именитые джазмены мирового уровня. На этот раз он проводится в рамках Года Россия-Франция 2010 сразу в нескольких городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Архангельске и Брянске.
В этом году хедлайнером фестиваля стал выдающийся виртуоз-аккордеонист Ришар Гальяно со своим GallianoTangaria Quartet. Гальяно уже второй раз участвует в фестивале Le Jazz, приезжал он в столицу и с отдельными концертами. Так что москвичи его хорошо знают и по этим выступлениям, и по десяткам пластинок, без которых трудно представить фонотеку настоящего любителя джаза.
Начался концерт выступлением трио пианиста Ярона Хермана. Он давно получил признание и во Франции, и в Израиле, откуда родом, и даже заработал престижную премию ведущего французского джазового журнала как лучший инструменталист года. Музыка, исполненная трио - нечто среднее между традицией и мейнстримом, хотя в нескольких композициях Херман играл даже на препарированном фортепиано, что ближе к авангарду 60-70 годов.
Затем был представлен совместный франко-русский проект пианиста Эрика Ленини и саксофониста Николая Моисеенко. Проект можно признать успешным - был сыгран джаз хорошего европейского уровня.
Но все ждали второго отделения - выступления Ришара Гальяно. И дождались. Как только не называют Гальяно в мировой прессе - и гений аккордеона, и король шансона и даже "священный монстр джаза". Он родился в Каннах в 1950 году. Первые уроки игры на фортепиано и аккордеоне получил в четырехлетнем возрасте от отца, который тоже был аккордеонистом. Закончил с отличием первой степени консерваторию в Ницце. Еще студентом участвовал во множестве международных конкурсов аккордеонистов и получил признание как интерпретатор музыки Баха, Чайковского, Гершвина. В его творческом багаже - первое место в "Мировом кубке" среди аккордеонистов, Президентский приз от Шарля де Голля. Увлекался бразильской музыкой, руководил знаменитым оркестром шансонье Клода Нугаро.
Еще студентом Гальяно начал играть джаз и остался в этой музыке навсегда. В разные годы выступал с такими легендарными джазменами как Рон Картер, Чет Бэйкер, Мишель Петручиани, Джо Завинул, Ал Фостер. Постоянно партнерствует на крупнейших джазовых фестивалях мира с Мишелем Порталем. Французская академия джаза не раз признавала Ришара Гальяно лучшим музыкантом года. Этого же титула в категории "все инструменты" его удостаивал международный референдум главного джазового журнала Down Beat.
Огромное влияние на творчество Гальяно оказал аргентинский композитор и бандеонист Астор Пьяцолло. Они дружили почти десять лет - до самой смерти великого композитора в 1992 году. Именно Пьяцолло посоветовал молодому аккордеонисту вернуться к истокам французской музыки - шансону и мюзете (старинный шестидольный танец в быстром темпе). Воодушевленный поистине революционными музыкальными экспериментами своего аргентинского друга и наставника, который преобразил традиционное танго, вдохнул в него новую жизнь, создав на его основе tango nuevo, Гальяно создал neu musette, где народная танцевальная музыка обогащена современными джазовыми красками. Neu musette сегодня исполняют многие музыканты и во Франции, и за рубежом.
На вчерашнем концерте во МХАТе Tangaria Quartet покорил публику. Гальяно завел слушателей с первых аккордов, показав настоящий свинг, создав в зале джазовую атмосферу, которая сохранялась на протяжении всего концерта. Музыканты играли и джазовые стандарты в свежей, незнакомой многим аранжировке, и произведения самого маэстро, и, конечно же, пьесы, и не только танговские, Пьяцоллы, без которых не обходится ни одно выступление маэстро. В виртуозных импровизациях аккордеониста чувствовались неистовство Чарли Паркера и Джона Колтрейна - его кумиров, и нежность шансона, и страстность, интимность аргентинского танго.
В составе Tangaria Quartet прекрасные музыканты, одинаково великолепно играющие и классическую музыку, и джаз, и танго - скрипач Себастьян Сюрель , контрабасист Филипп Ар, перкуссионист Рафаэль Мехиас (венесуэлец, чемпион по игре на маракасах). Каждое их соло вызывало восторг публики. А когда в конце концерта на бис была исполнена бессмертная композиция Жозефа Космы "Осенние листья", зал взорвался неистовыми овациями и долго не отпускал музыкантов. Я невольно вспомнил, что точно такой же была атмосфера и во время выступления Ришара Гальяно на прошлогоднем джазовом фестивале в Ницце, где посчастливилось побывать. Его игра восторгала слушателей, также как и выступления титанов джаза Сонни Роллинза, Чарлза Ллойда, Маккой Тайнера, которые вышли на сцену вслед за ним.
Фестиваль французского джаза продолжается. Как и в прошлые годы, Le Jazz прекрасный весенний подарок для российских любителей джаза - яркий, радостный, нежный как апрельское солнце.
Обозреватель Владимир Косарев
/Интерфакс/