Истина где-то не рядом
Обидно, когда психологический триллер оказывается еще одной сказкой про "чужих". Инопланетяне на своих летающих тарелках уже, честно, так надоели, что уже не знаешь, куда от них деться.
Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Хочется попросить пришельцев тихо и мирно удалиться, чтобы кинематографисты занялись более земными вопросами. Это не шутка: всех трехметровых, зеленого цвета, с бластерами и другими лазерными пушками просьба больше не показываться. Итак, если все неземные существа вышли, можно продолжать беседу.
Самое интересное в "Четвертом виде" - это метод и его следствия. Фабула построена на том, что в семье психиатров, проводящих исследования на Аляске, произошла трагедия: один из них таинственным образом погиб. Его жена с удивлением отметила, что симптомы, которые он обнаруживал перед смертью, очень похожи на ее собственные, равно как и те, которые она наблюдает у местных пациентов: бессонница, пугающие совы за окном и т.п. Причем когда человек понимает, что стало причиной кошмара, он без долгих объяснений совершает самоубийство. Доктор приходит к выводу, что все дело в инопланетянах. Все свои исследования она записывает на аудио- и видеоаппаратуру. Через несколько лет группа кинематографистов решает сделать по этому сюжету что-то вроде докудрамы, разыграв все воспоминания и записи доктора с помощью профессиональных актеров. Об этом в самом начале фильма открыто заявляет Мила Йовович. Так вот метод подачи материала здесь будет заключаться в совмещении "архивных" материалов с докудрамными постановками. Такое новаторское решение, благодаря которому на выходе мы встречаем что-то среднее между брехтовским театром и мокьюментари-докудрамой, должно быть оценено и принято с аплодисментами. Действительно, очень впечатляет, когда в кадре совмещены две "картинки" с "реальным" доктором и Йовович, которые одновременно произносят одни и те же слова, разыгрывают одинаковые эмоции. Потом в кадре совмещены "реальный" пациент и опять же актер. После кадр разбивается на четыре части, чтобы поместить все изображения сразу, а потом они еще и двигаться начинают. Такого изящного использования полиэкрана мне лично встречать раньше не доводилось. В содержание разговоров персонажей, как часто бывает в подобных картинах, лучше не вникать, потому что начинаются все те же многозначные намеки на эзотеричность христианства, статуэтки и язык шумеров, над которыми, конечно, инопланетяне ставили опыты, потом переходим к тому, что нам всем, возможно, стирают память, поэтому нужно как следует себя ощупать и поискать следы хирургических экспериментов инопланетян. Чепуха такая, что уже не смешно, традиция "Ведьмы из Блэр" могла бы быть использована более остроумно.
Но есть другой, более важный вывод, о котором хотелось бы сказать. Мы с вами, дорогие жители Земли, дошли до такого уровня информационного помешательства, что наша картина мира полностью разомкнулась. Любые документы после многочисленных фальсификаций утратили свой смысл. Фактов, на которые мы можем положиться, нет, и нас с этим регулярно сталкивает наш повседневный опыт, про который тоже ничего не понятно. Будем последовательны: постигаемый органами чувств мир категорически недостоверен. Более того, в отношении самих себя мы также до конца ничего понять не способны. Это шаг, как ни странно, не берклианству, а к мифологическому сознанию. Когда доказательства исчезают, когда сам вопрос о познании потерял основание, остается только путь выбора веры. Да, мы ничего не можем сказать наверняка, но мы можем во что-то поверить и что-то выбрать для себя, определиться, как мы будем жить, и это уже чистый миф, который мы добровольно принимаем и которому следуем. "Четвертый вид" - одна из замечательнейших по своему действию попыток расшатать нашу самоуверенность и остатки нововременного оптимизма в отношении возможностей разума. Полезный фильм, прямо скажем.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/