Плоти - плоть, духу – дух
Дизайнер Том Форд оказался талантлив во всем. Простая и пронзительная история человека, потерявшего свою любовь, у режиссера-дебютанта сложилась в настоящую поэзию
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - До "Одинокого мужчины" Тома Форда большинство представляло как гениального дизайнера одежды, чье имя вписано в историю моды на многие десятилетия вперед. Все это несомненная правда. Его талант, вкус, чутье, работоспособность и еще бог знает какие качества, в совокупности сотворили из имени Форда настоящую живую легенду. Когда же стало известно, что человек такого полета и ранга вдруг берется за режиссуру и собирается экранизировать роман Кристофера Ишервуда (сценарист "Кабаре"), то тут настало самое время зашипеть раздвоенными языками рептилий в лучших традициях модной и киноиндустрий. Но не на того напали. Том Форд перечитал впечатливший его когда-то роман, выкупил права на уже имеющийся по нему сценарий, переработал под свое видение и снял за 21 день, как сообщает кинобаза imdb.com, роскошную картину о любви внутри нас, вне нас, о всепоглощающем и масштабном, что является к нам в деталях.
Выработанная годами педантичность по отношению к тканям, силуэту, выкройкам, деталям, кажется, в итоге как литая вмонитровалась в условия кинопроцесса. Форд, очевидно преследуя цель постичь все элементы создания кино, даже шесть месяцев просидел в монтажной, чтобы увидеть, как фильм рождается из уже отснятого материала. Все это, безусловно, крайние степени восхищения полученным результатом, но объяснить эмоции и опровергнуть крыловское "сапоги тачать сапожник" может только сам фильм.
На главную роль университетского преподавателя, трагически потерявшего свою любовь Джорджа, Форду удалось заполучить достаточно занятого Колина Ферта. Его подругу, такую же потерянную душу сыграла прекрасная Джулианна Мур. В этом сюжетном узле, кстати, прослеживается чрезвычайно крепкая и правдивая сатира на женскую сущность и основные предрассудки в дружбе с мужчиной. Мур передала это на одном дыхании джин-тоника.
Ферт с образом отчаявшегося, раздавленного и сметенного человека справляется так, что о предыдущих его экранных воплощениях, самых и не очень, забываешь в первые двадцать минут. На приближающемся "Оскаре" за "Одинокого мужчину" он номинирован на "Лучшую мужскую роль". Давайте уже устанем, наконец, пенять на "пикантность" человеческих отношений и потакать взявшимся, в большинстве случаев из ниоткуда, гомофобным претензиям. Да, в этой истории погиб любовник главного героя. Теперь Джордж не знает, не представляет как, и не может жить дальше. На этой канве и рождается магия кино, созданного Фордом и его безупречной командой. При желании, конечно, легко можно узнать, что художником по костюмам в "Одиноком человеке" стала личный дизайнер Мадонны Эрриан Филлипс, а три заглавные музыкальные темы написал композитор Шигеру Умебаяши из "Любовного настроения". Но, поверьте, препарировать синтетически созданную реальность – занятие исключительно для нищих духом. В "Одиноком человеке" произошла неповторимая какая-то химическая реакция, как будто и стихи рождались, и бумага была хорошая под рукой. Да, конечно, посыпавшиеся в ответ на это упреки в эстетизме, чуть ли не маньеризме и прочих рукотворных погрешностях против вечной духовности тоже имеют право на кассу, но, с другой стороны, это ли не есть простительная "профессиональная" травма художника, прожившего пол своей жизни в мире красивых вещей. К рассказу и поведанной истории обвинения имеют лишь косвенное отношение.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/