Задушевная кухня
Герои новой ленты Фатиха Акина вдохновенно переживают мелкой и средней тяжести приключения. А налоговый инспектор, мягко поставленный в неудобное положение, - это, вообще, целое событие
Москва. 21 января. INTERFAX.RU – Немецкий турок Фатих Акин занимается в основном изучением человеческих отношений на примере многонационального социума, такого, как, скажем, эмигрантская среда Гамбурга, часто обращается к турецким корням, и с вопросом межэтнических связей и конфликтов знаком не понаслышке. Но волнует его совсем не это, а вернее не только это, просто, рассказывая житейские анекдоты, притчи и повести, Фатих Акин абсолютно безошибочно обрисовывает общечеловеческие заботы, которые совсем не зависят от происхождения. Делает он это не без характерной восточной красочности, то есть "любовь и кровь" тут будут несомненно ярче и насыщенней, зато со всей присущей европейскому сознанию рассудочностью.
В "Душевной кухне", чуть ли не второй своей комедийной ленте после "Kebab Connection", Фатих Акин распоясался в самом лучшем смысле. Собрал актеров, участвовавших в его предыдущих проектах и даже пригласил для весьма колоритного эпизода покойную актрису и мать Морица Бляйбтроя Монику. Фильм получился таким расслабленным и милым, что жюри Венецианского МКФ отметили "Кухню" специальным призом.
В основе сюжета история неудачливого хозяина едва востребованной забегаловки где-то на окраине Гамбурга. У трудолюбивого, но не хваткого грека Зиноса есть еще разгильдяй брат Ильяс. Ильяс периодически попадает в тюрьму, откуда всеми правдами и неправдами умудряется периодически отлынивать. В общем, Зиносу от него помощи никакой. Есть у Зиноса и подружка, анемичная блондинка со взглядом русалки и задатками неслабой карьеристки. Чтобы оборвать зарождающийся пересказ нужно сказать, что девица отправится в Шанхай, а бедняге Зиносу станет намного легче. Не сразу, но все наилучшим образом встанет на свои, родные, места.
Сам режиссер назвал "Душевную кухню" передышкой перед началом работы над последней частью своей трилогии, две из которых "Головой о стену" и "На краю рая" уже нашли своего зрителя и своих критиков. Акин не обманул, его Гамбург, восстановленный в кадре замечательной актерской командой, воистину оказывается волшебным городом свободы и классных вечеринок. Барменшу Лючию, которая мимикой и жестами моментами отчетливо напоминает Уму Турман времен "Криминального чтива" сыграла студентка Акина. Мастерски подобраны и все остальные герои: и диковатый гопник Ильяс (небезызвестный Мориц Бляйбтрой), и харизматичный повар Шейн (турецкий актер Бюроль Юнель, тоже не раз снимавшийся у Акина) и, конечно, Адам Бусдукос, сыгравший главного героя Зиноса и выступивший соавтором сценария "Кухни".
В общем, комедия про маленький семейный бизнес сюжетом, действием и шикарным внушительным саундтреком, безусловно, переступила через обозначенный жанр. Акину подчинилась альтернативная трактовка понятия "дом" для среднеевропейского жителя. "Домом" легко может стать обшарпанный павильон, где тебя непременно встретят друзья, знакомые или просто приятные люди, где вкусно покормят, нальют, и где будет звучать какая-нибудь родная уху музыкальная нетленка. Если кто не понял, жить без этого невыразимого ощущения еще хуже и страшнее, чем прощать брата-бандита, неверную подружку карьеристку и докучливых мелких чиновников.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/