Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

За длинным рублем

Мира Наир давит на остатки сентиментальности, показывая, как Амелия Иархарт пролетает над водной гладью, принимает ухаживания, а после гибнет где-то над Тихим океаном

За длинным рублем

Москва. 20 января. INTERFAX.RU – Говорят, многие режиссеры снимают поочередно один фильм для души и два – чтобы прокормить семью. Хочется верить, что Мира Наир относится к этой категории художников, а не следует конъюнктуре. Ни "Ярмарка тщеславия", ни новый ее фильм "Амелия", конечно, не могут сравниться по самобытности, колориту и художественным достоинствам с ее "Свадьбой в сезон дождей", необычным фильмом об Индии, в котором нет этих карикатурных певунов, но и не напихано злободневной публицистики об индийской нищете, от которой уже не знаешь, куда деться.

Но раз уж в кинотеатрах обычно показывают только новое кино, придется говорить об "Амелии". На этот фильм люди идут только из-за имени режиссера, потому что для нас период Великой депрессии и его мифы не имеют такой притягательной силы, как в США. По большому счету, история еще одного американского авиатора нашим людям мало интересна. Она и так уже как минимум третья за последние пять лет: до этого был "Авиатор" Скорсезе и стилизация под тридцатые годы "Небесный капитан и мир будущего". Но ведь для американцев тридцатые годы – период совершенно особый, к которому они будут снова и снова возвращаться, собирая с простодушных простолюдинов деньги за билеты в кино.

Давайте рассудим так. Мы с вами живем в страшную эпоху пост-постмодернизма. Все потерялось в экзистенциальном кризисе, Америкой правит афроамериканец, ценности под сомнением, ничего до конца не ясно. Век потребления себя исчерпал, потому что уже, вроде, и нечего потреблять: все есть, а того, чего нет, не больно и охота. Информационный век рассредоточил нас всех на сегменты аудитории разных каналов, которые все меньше сообщаются друг с другом. Глобализация делает нас все более похожими друг на друга, но и все дальше отдаляет друг от друга – такой поистине диалектический процесс. Террористы сделали бессмысленными войны. Интернет упраздняет магазины и живое общение. Словом, связь времен распалась, и держаться не за что. В такую эпоху появляется потребность в "золотом веке", который мифологическими образами укрепляет наши души, дает образцы воли, честности, дружбы и всего остального багажа общечеловеческих ценностей, которые, впрочем, как мы знаем, вовсе не общие, а только "западные".

Легко заметить, что таким "золотым веком" для американцев становится… Великая депрессия. Почему? Потому что там больше материала для проявления этих самых ценностей и сразу понятно, кто с кем в каких отношениях. Потому что есть героические личности, которые преодолели эту депрессию. Авиаторы, кинематографисты ("золотой век" Голливуда тоже захватывает период Великой депрессии, к слову), боксеры там всякие – это кумиры той нищеты, которая сидит на улицах без работы и еды. Опять же, понятны всем злодеи: бизнесмены, гангстеры (среди которых есть и симпатяги), политики. Картина мира четкая, ясная, а главное в том, что Великая депрессия – это страшная сказка с хорошим концом, ведь в итоге США сначала разобрались с внутренним положением, а потом еще хитрая лиса Рузвельт устроил так, чтобы Америка обогатилась за счет войны в Европе. Стремительный взлет, и не надо говорить, что когда вы думаете о Великой депрессии, вы не вспоминаете, чем все это закончится. Причем вспоминаете вы не Манхэттенский проект, не список Маккарти и не Камбоджу с Вьетнамом, а думаете именно о хеппи-энде, что бы там ни говорили историки. Поэтому так отрадно простому американскому сердцу вспоминать Депрессию, пускать скупую слезу и умиляться приключениям простой провинциальной дурочки, которая с детства вбила себе в голову, что хочет летать.

Мира Наир давит на остатки сентиментальности, показывая, как Амелия Иархарт в исполнении Хилари Суонк (блестящая роль оскароносной актрисы) пролетает над водной гладью, привередничает перед ухлестывающим за ней Ричардом Гиром, потом целуется с МакГрегором, а после еще и глупо гибнет где-то над Тихим океаном. Правда, не нужно быть тонким психологом, чтобы с недоверием отнестись к тому, как пустой образ МакГрегора перевешивает в сознании героини Ричарда Гира, который выжал из своего персонажа весь возможный потенциал: он ироничен и безумно влюблен, он хитер и всепрощающ, он до крайности меркантилен и бессребреник, когда речь идет о будущем его семьи. Смазливый МакГрегор только произносит заученные банальные фразы и хлопает глазами, так что только женской глупости можно приписать интрижку, которая, вроде, для фильма должна иметь значения, но в итоге проходит как-то незаметно. Все эти штампы мы видели уже сто раз, так что я лично приписываю работу над этим фильмом нужде в деньгах на что-то важное и достойное. Амелия в поиске денег на полеты снималась в рекламе и читала лекции. Мира Наир снимает фильм про женщину-авиатора. Все это не так важно, как результат, ради которого делаются скучные и неблагодарные вещи.

Обозреватель Сергей Сычев

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });