Семейная тайна Фрэнсиса Форда Копполы
Черно-белый фильм "Тетро" - новая работа Фрэнсиса Форда Копполы, признанного мастера, ставшего в свое время для американского кино одним из тех, кто вернул ему статус главной кинематографии мира
Москва. 11 января. INTERFAX.RU - Двадцатилетний Бенжамен (Алден Эрнрайх) приезжает в Буэнос-Айрос, куда много лет назад переехал из Нью-Йорка его старший брат Анджело (Винсент Галло), сменивший за это время свое имя на Тетро и ставший в глазах окружающих его богемных друзей непризнанным гением литературы. Тетро ненавидит свою семью, в частности всемирно известного отца-дирижера, живет с психиатром Мирандой (Марибель Верду), работает осветителем в театре своего друга Хосе (Родриго Де ла Серна) и прекрасно себя чувствует в этой новой жизни. Приезд Бенжамена не просто нарушает привычный ход вещей в созданном им уютном мирке, но и запускает скрытые механизмы, которые заставляют выползти наружу тайны прошлого. Бенни случайно находит неизданную рукопись Тетро, переписывает и ставит ее на сцене. Описанная в ней история о разрушении одной семьи неожиданно становится причиной создания совершенно новой.
Черно-белый фильм "Тетро" - новая работа Фрэнсиса Форда Копполы, признанного мастера, ставшего в свое время для американского кино одним из тех, кто вернул ему статус главной кинематографии мира. Правда, после этого он успел перестать снимать кино, потом снова вернуться, а потом снова замолчать на 10 лет. Два года назад, после затяжного перерыва Коппола снял фильм "Молодость без молодости" и многие сочли эту работу последней в его фильмографии, не увидев в ней ничего, что могло бы свидетельствовать о возвращении великого режиссера. Сам же Коппола ни о чем подобном похоже не думал и через какое-то время появился в небольшом ролике в интернете, где он расхаживал по своему дому с бокалом своего же вина и рассказывал о новом сценарии, который получил название "Тетро". Такой неформальный способ показать зрителю свое личное пространство и творческую лабораторию навел на мысль, что и фильм будет своего рода автобиографией, что оказалось в достаточной степени правдой - "Тетро" производит впечатление самого личного творения ФФК.
Новая работа получилась спокойной и не амбициозной, хотя темы, которые Коппола поднимает в ней - гений, семья и их место в жизни друг друга - должны по идее работать иначе. Но режиссер сознательно встает на сторону героя Винсента Галло и подобно ему всячески пытается уйти от возложенных надежд на его возвращение в кино. Устами Тетро он говорит, что ему не нужно исцеляться - он и так чувствует себя хорошо. И взяв за основу сюжет, который больше бы подошел "мыльной опере" (благо действие происходит в Аргентине, хорошо известной своими сериалами), Коппола наглядно показывает, что снимать он не разучился, и, более того, по-прежнему умеет делать это лучше многих из тех, с кем он начинал. Здесь есть и интересные драматические ходы, и отменные визуальные решения, а отказ от цвета и редкие цветные флэшбэки только подчеркивают позицию автора. Слово "автор" вообще можно считать ключевым в отношении "Тетро". Автор рассказывает о том, каково это быть автором. И если учесть, что Коппола с какого-то момента перешел на самофинансирование, то получится, что перед нами редчайший случай настоящего авторского кино. Без Голливуда, без Каннского кинофестиваля ("Тетро" не взяли в конкурс Канн-2009) Фрэнсис Форд Коппола продолжает снимать хорошие фильмы, словно никуда и не уходил.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/