Колыбельная для трубы
Иногда, чтобы быть оригинальным нужно придумать что-то необычное, а иногда достаточно просто быть реалистичным
Москва. 23 декабря. INTERFAX.RU - Трубач-авангардист Мартин (Штефан Рудольф) находится в затяжной депрессии, из-за чего и разрывает отношения со своей подругой (Чулпан Хаматова), а заодно и со всей остальной привычной жизнью. Оказавшись в результате на улице, он с большим трудом пытается двигаться в правильном направлении, но выбраться из дна намного сложнее, чем туда попасть. Однажды он находит в подземном переходе мертвую бездомную, а рядом с ней пакет с ее дневниковыми записями и стихами, и берет их себе. Отбывая наказание за драку с другими бомжами в виде общественных работ на городском кладбище, Мартин изучает историю чужой жизни и пытается пересказать ее с помощью собственной музыки. Постепенно он приходит к осознанию настоящих жизненных ценностей, которые помогут ему вернуть девушку и стать лучше.
"Колыбельные" - фильм немецкого режиссера из Кельна Андреаса Штрука. Типичная для немецкого инди-кинематографа картинка и построение сюжета здесь дополняются действительно выдающейся музыкой норвежского трубача Нильса Петера Молваера. Именно она создает необходимую атмосферу и придает "Колыбельным" нужный градус драматизма. В противном случае метания бездомного художника между буржуазной девушкой и собственным эго выглядели бы гораздо бледнее. Конфликты такого рода хотя и можно внести в список вечных тем, в то же время подход к ним в наши дни требуется более чем нетривиальный. "Колыбельные", к сожалению, в полной мере таковым похвастать не могут.
Зато фильм может похвастать наличием в нем русской актрисы Чулпан Хаматовой, действительно придающей вес всему актерскому составу. Успешная судьба фильма "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера (2003) только помогла карьере Хаматовой развиваться, как у нормальной европейской актрисы, каковой она по сути уже и является. Языковой барьер давно перестал быть для нее таковым и совершенно лишними выглядят в кадре учебники русского языка, якобы оправдывающие акцент героини. Ее актерское мастерство легко может превратить этот недостаток в достоинство, но она и так чувствует себя в кадре, как рыба в воде. Вообще, если честно, сопереживать главному герою "Колыбельных" не очень просто и получается, что самым симпатичным персонажем в картине приходится быть Хаматовой. Так что Чулпан Хаматова - одно из основных достоинств фильма Штрука.
Хорошая музыка, неплохой актерский состав, универсальный сюжет - все это делает фильм доступным и имеющим возможность тронуть любого зрителя. История, которая произошла с героями "Колыбельных", легко может случиться с каждым в любой точке планеты, но не каждый сможет найти в себе силы снова выплыть на поверхность. Андреас Штрук не предлагает руководство к действию, он лишь рассказывает историю, одну из тысяч себе подобных. И делает это вполне правильно - наделяя ее своими собственными, ни на что не похожими, свойствами. Правда, увлекшись, забывает о том, насколько будут работать эти свойства по отношению к зрителю.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/