Аватарище
Мир дождался премьеры кэмероновского "Аватара". Обманутых надежд быть не может. Кино получилось - по нынешним временам - уникальное
Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU – В принципе, съемочная группа во главе с самим Кэмероном в Москву могла и не заезжать. Благодарностей от увиденного в фильме это бы не убавило. Но, очарованные журналисты – это очарованные журналисты, они ведь тоже люди, и, вот именно нечто человеческое и пробуждает "Аватар". Сейчас уже нет никакого смысла обсуждать, КАК, он, они, ЭТО сделали. Понимания процесса все равно не случится, и мы имеем ровно то, что сделано. Кэмероном и теми, кто участвовал в создании "Аватара" вместе с ним. Все обсуждения технической стороны процесса можно безоговорочно признавать непростительным занудством и признаками маниакально-деструктивного синдрома, если такой имеется в практике. Нельзя разрушить целое и единое, а "Аватар" и является неделимым творением. Тут для проформы Кэмерону припоминается многолетний "простой", но, право же, значит, так тому и быть. На ближайшей церемонии награждения, когда в Америке будут раздавать "золотые глобусы", за "Аватаром" уже записаны четыре главные номинации.
По сюжету что-то наиболее похожее происходило в совместном австралийско-американском (привет австралийцу Уортингтону) мультфильме 92-го года "Долина папоротников", буквально через пару-тройку лет в голове у Джеймса Кэмерона тоже поселятся "лесные человечки" с душой Вселенной. Посмотреть "Долину папоротников" сегодня и сравнить ее с "Аватаром" было бы забавной гимнастикой для киногика. Но с частностями пускай занимаются одержимые, в общедоступной же реальности мы получили уникальное кино "для всех", о чем неоднократно говорят создатели "Аватара" в своих интервью. В данном случае, категория "для всех" не является обидным ярлыком, который цепляют на большую часть голливудской кинопродукции.
Приключения, борьба, любовь, верность, справедливость, долг и много еще чего забытого и обесцененного выведено Кэмероном в 3D объеме, он так "топит" тебя насыщенностью и яркостью, что любое холодное проявление равнодушия "раскалывается" под мощным таким, трехмерным нокдауном.
К чему будут придираться словоохотливые противники "Аватара" совершенно не понятно, вернее, предположить можно все что угодно. Но все претензии обречены так и остаться холостой пальбой и беззубыми выпадами. Честное слово, свой десяток лет молчания Кэмерон явно заслужил. Безупречность произведенного кастинга тоже довольно сложно переоценить: Сигурни Уивер, Сэм Уортингтон, Зое Салдана, Стивен Лэнг, Мишель Родригес. И ни отнять, ни прибавить. Зло за пределами Пандоры такое же искусное и изобретательное, как добро, творимое под сенью Волшебного дерева, а наука может быть такой же гуманной, как и военный вертолет, управляемый живым пилотом. Всему этому Кэмерон присваивает свой особый образ. В замысле этом он как будто воплотил, возможно, непроизносимую идею фикс многих других режиссеров и творческих замыслов – сделать так, чтобы борьба этих самых образов шла именно на поле "доступной" видимости, была "осязаема" что ли. И тут Кэмерону нет равных, а введенный не им в эксплуатацию 3D подход, кажется, пока подчинился только одному мастеру.
Историю конфликта алчных людей и представителей На’ви все посмотревшие "Аватар", конечно, будут трактовать и переводить по-своему, о большем режиссеру, кажется, и мечтать не стоит, потому что, в итоге, что бы там, на Пандоре и над Пандорой не увидел его зритель, очевидное и главное от открытого сердца точно не ускользнет. В этом и будет "чудо" "Аватара". Потому что убедить с экрана в наши дни почти так же сложно, как и удивить.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/