Искусство против гламура
В столице вручили награды в рамках Премии Кандинского. Церемония переехала в этом году в Барвиху, однако, к счастью, место не стало определяющим для самого действия
Москва. 11 декабря. INTERFAX.RU – Десятого декабря в столице были названы победители Премии Кандинского, награды в области современного искусства, ежегодно вручаемой по трем номинациям. В этом году за звание "Проект года", "Молодой художник года" и "Медиа-арт проект года" боролись более чем 40 художников, из которых в финал вышло по три проекта в каждой номинации. Третья церемония вручения Премии прошла в концертном зале "Барвиха Luxury Village" на Рублево-Успенском шоссе, куда гости, подобно героям книги Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки", добирались на специально выделенной для этого случая электричке - единственно возможном способе не опоздать к началу церемонии в четверг в час пик.
В прошлом году главный приз Премии Кандинского достался художнику Алексею Беляеву-Гинтовту, известному своими ультра-правыми взглядами, что возмутило многих участников современного художественного процесса, которые подвергли строгой критике организаторов и жюри премии. Даже суперзвезды международного масштаба, прямо или косвенно участвовавшие в церемонии награждения, не смогли избавить от неприятного осадка, оставшегося после скандального освещения премии в масс-медиа.
В этом году церемонию награждения вел журналист Леонид Парфенов, сделавший специально для нее небольшие видеоэкскурсы в прошлое отношений искусства и власти, искусства и общества, стилизованные под собственные сюжеты для телепроекта "Намедни". В отличие от прошлых награждений, в этот раз организаторы решили не делать акцент на элементе шоу и сосредоточились на теоретической составляющей премии, что не совсем соотносилось с местом, выбранным для проведения награждения.
Так, гламурные гости были несколько обескуражены лекцией профессора Йельского университета Роберта Сторра о концепции духовного в искусстве Василия Кандинского, пестрившей философскими и культурологическими терминами. Музыкальную поддержку церемонии обеспечили авант-джазовые композиторы Леонид Федоров и Владимир Волков и это также не спасло ее от того, что через какое-то время зал начали покидать заскучавшие гости, ожидавшие, видимо выступлений привычного Ивана Урганта и других звезд шоу-бизнеса. В этом вполне можно усмотреть смелый концептуальный жест организаторов - все думали, что переезд в Барвиху превратит Премию Кандинского в "Золотой граммофон" от искусства, а оказалось, что она каким-то странным образом превратилась в то, чем и должна быть, по сути, премия в области современного искусства.
Неожиданной для многих оказалась и критическая составляющая церемонии, которую во многом обеспечили победители, каждый из которых (кроме победителя в номинации "Молодой художник года", по неопытности благодаривший со сцены маму и Ко) прочел со сцены прочувствованные речи о роли и ответственности художника в современном мире, не упустив возможности выразить свое отношение к существующему истеблишменту. Так что, несмотря на скепсис, который присутствует в отношении этого события в профессиональном сообществе, Премия Кандинского продолжает удивлять. На этот раз приятно. Правда, главный предмет критики специалистов, а именно список номинантов, по-прежнему вызывает некоторые вопросы. Но, сколько людей, столько и мнений, и быть объективным в этом случае вряд ли когда-нибудь получится.
В номинации "Молодой художник. Проект года" победил Евгений Антуфьев и его серия работ "Объекты защиты".
В номинации "Медиа-арт проект года" победил проект пионеров российского нет-арта и медиа-искусства Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева "CRITI-POP. wowPod".
В номинации "Проект года" победил московский концептуалист Вадим Захаров и его инсталляция "Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши".
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/