Через тернии в Ихлаву

В Чехии есть не только Карловы Вары. Пора запомнить новые названия: "Ихлава", "Сильвердок", "Истсильвер"

Через тернии в Ихлаву
Фото: Reuters

Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU – Ихлава – это городок в ста с небольшим километрах от Праги. Маленький, но древний, основан в Средневековье. В нем ежегодно проходят фестиваль "Сильвердок" и одновременно с ним кинорынок "Истсильвер" - крупнейшие МКФ и рынок документального кино в Центральной Европе и одни из крупнейших в мире.

Для маленького городка фестиваль – это главное событие года, во время которого улицы оживают, ресторанчики работают в полную силу, а чехи вынуждены воскрешать свои познания в иностранных языках, потому что иностранцы повсюду. Многие из местных жителей еще помнят русский, но уже с трудом, потому что русские фестивалем интересуются мало, а рынком и подавно. В этом году, как мне сказали в дирекции, из России были только я и Виталий Манский, чей фильм "Рассвет/Закат: Далай Лама XIV" был в одной из конкурсных программ. В той же программе был новый этнографический фильм Эдгара Бартенева, но он сам, кажется, не приехал.

Зря не приезжаем. Во-первых, есть, что посмотреть, во-вторых, все-таки это будущее нашей киноиндустрии. Невозможно вечно игнорировать документальное кино и мириться с тем, что наши фильмы кроме фестивалей нигде не нужны. Не вечно то телевидение, которое шарахается от всего, что не попадает в определение формата канала. Не всегда и аудитория будет смотреть только одинаковые блокбастеры: появятся новые сегменты зрителей, которые будут требовать чего-то более интеллектуального и необычного.

Тогда то, что происходит в Ихлаве, заинтересует и нас. Будем подражать, встраиваться в поток. Уже сегодня в Перми подумывают об организации кинорынка при фестивале, возможно, московский "Артдокфест" сможет в ближайшее время провести свой первый питчинг, как это делают в Ихлаве и во всем мире. Питчинг – это когда сидит комиссия из нескольких профессионалов, а также продюсеры и представители телекомпаний, фондов и других «денежных» огранизаций, а авторы фильмов рассказывают о том, что они хотят снять, показывают демо-ролики и говорят, сколько денег им нужно для окончания проекта. Отвечая на вопросы, доказывая, что фильм получится интересным, они привлекают финансирование и договариваются с дистрибьюторами о прокате своего неснятого пока фильма. Наши вгиковцы, не получив госфинансирования или заказа на форматный ТВ-проект, вынуждены заниматься чем угодно, кроме творчества. Питчинги помогли бы решить эту проблему. Это будущее, господа!

В отличие от нашей "Флаэртианы", где фильмы подбираются концептуально и тщательно, "Сильвердок" делает ставку на многообразие. Три основные программы составлены по территориальному принципу. Первая – международная, вторая – восточноевропейская, третья – национальная. В Чехии расцвет документального кино – во многом благодаря государственной поддержке, заказам от телевидения и кинофестивалю с его питчингом, конечно. Даже игровое кино у них в худшем положении. В отношении последних двух программ у меня лично были очень скептические ожидания: будет одна политика, так что смотреть не захочется. Оказалось, что несмотря на боевой дух некоторых картин, есть много миролюбивых экспонатов, а творческие возможности режиссеров не могут не удивлять. Неизвестно, где и у кого они учились, откуда у них столько оригинальных идей, даже если они не всегда блестяще реализованы, но берет зависть. Такое ощущение, что мы засели в каком-то болоте и сидим там, пока наши соседи развиваются и создают произведения искусства. Международная программа удивила меня отсутствием портретных фильмов, что подразумевает расчет на большой экран, и тем, что там было три философских эссе, которых в нашем кино сегодня нет вовсе. А еще сюрпризом международной программы стало то, что Йорген Лет, которого пригласили председателем жюри, стал всем жюри в одном лице. Он не только один судил фильмы, но и, нарушая все традиции, по ходу конкурса комментировал те фильмы, которые смотрел. И наградил в итоге иранскую картину, которую в России никто никогда не увидит. Имя Йоргена Лета вам ни о чем не говорит? Вспомните "Пять препятствий", где фон Триер заставляет старого датского режиссера снимать римейки фильма "Совершенный человек"? Вот это и есть Йорген Лет, которого знает весь мир и которого никто никогда в России не издавал. Этот человек еще спросил у меня: "Почему меня никто не приглашает в Россию? Я давно хочу у вас побывать". Я не знал, как объяснить ему, что о нем у нас никто не знает и что шансов на приезд у него не так много. Потому что все, о чем я пишу тут, и даже сам Лет – это будущее, которое маячит где-то неподалеку, но все никак не наступит.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });