Кризис прибавил работы

Большинство россиян, которым удалось в эпоху массовых увольнений сохранить работу, жалуются, что теперь им приходится работать за себя и за того парня. Многие этим недовольны, особенно женщины. Однако более четверти сотрудников только приветствуют подобное испытание на прочность

Кризис прибавил работы
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 7 сентября. IFX.RU - "Оптимизация" численности сотрудников (в народе больше известная как массовые увольнения) привела не только к тому, что по улицам страны стали бродить толпы безработных. Те счастливчики, которым удалось все же сохранить свое рабочее место, тоже получили дополнительную порцию проблем на свою голову.

Как свидетельствуют данные опроса рекрутингового портала SuperJob.ru, большинство работающих россиян (почти каждый второй) жалуются на увеличение рабочей нагрузки и должностных обязанностей. Им нередко приходится трудиться на пределе своих возможностей, выполняя функции уволенных коллег. Опрошено было 12 тыс. 730 представителей 30 профессий и специальностей из всех округов РФ, так что тенденция коснулась всех.

Первыми почувствовали увеличение рабочей нагрузки руководители компаний. Рост функциональных обязанностей отмечает более половины из них (58%). "Кризис - это как плохая погода. Нужно не просто идти, но и держать зонт, и укутываться в тёплые вещи. Чем сильнее кризис - тем больше нужно вещей и надёжнее зонт...", - сетуют они. "Нагрузка увеличилась до критической степени! Хорошие специалисты уходят, невзирая на общее положение в стране. Они-то работу найдут, а вот я уже не знаю, с кем мне работать", - рассуждают управленцы.

Естественно, часто жалуются на рост функциональных обязанностей работники отделов, подвергшихся массовым сокращениям. Так, среди экономистов, финансистов и менеджеров по логистике увеличение рабочей нагрузки отмечают по 57% опрошенных, а среди PR-менеджеров и маркетологов - по 56%. Многим из них пришлось разделить обязанности уволенных коллег, однако в большинстве случаев заработок от этого не вырос, а порой и уменьшился: "Требований стало больше, а зарплата - меньше". Впрочем, для некоторых сложившаяся ситуация является поводом для оптимизма: "Немного увеличилась нагрузка, но работать стало интереснее". "Наконец-то я начал заниматься чем-то похожим на маркетинг. Компания просто советская! Но ничего, я приведу всё в порядок", - уверяют оптимисты.

Несладко приходится специалистам по кредитованию и страховщикам. По 54% тех и других объясняют увеличение рабочей нагрузки необходимостью более тщательного отслеживания информации о клиентах и ситуации на рынке. В условиях кризиса риски увеличились, и оставшимся "на плаву" компаниям невыгодно оказывать кредитные и страховые услуги неблагонадежным заказчикам.

Повышенной концентрации усилий требуют работодатели и от менеджеров по развитию: "Экономическая ситуация изменилась, соответственно, надо менять методы и способы управления бизнесом". В похожей ситуации находятся юристы и менеджеры по продажам. Среди представителей данных профессий, а также среди инженеров ОТК увеличение должностных обязанностей отмечает по 53% опрошенных. С ними солидарны почти столько же госчиновников (52%), менеджеров по работе с клиентами, бухгалтеров и системных администраторов (по 51%).

Каждый второй менеджер по работе с персоналом (50%) сообщает, что работы им добавляет не только перераспределение функций уволенных коллег, но и ажиотаж на рынке труда: "Если раньше работодатели как-то разделяли кадровую службу на КДП и подбор, то теперь хотят все "в едином флаконе". Ужасно!"

Несколько реже ощущают рост рабочей нагрузки россияне, работающие в качестве торговых представителей, дизайнеров, инженеров, секретарей, аудиторов, менеджеров по рекламе и туризму, сметчиков, журналистов, программистов и проектировщиков. Среди представителей этих профессий число тех, кому приходится работать "и за себя, и за того парня", колеблется от 37% до 48%.

На последней строке этого рейтинга находятся рабочие специальности. Увеличение должностных обязанностей отмечает чуть более трети (34%) работников реального сектора экономики. Очевидно, что рабочих, в отличие от офисных сотрудников, мало заботят антикризисные мероприятия - они просто продолжают делать своё дело.

Разумеется, многие недовольны тем, что им приходится работать больше за те же деньги. Таковых 43%, причем женщин среди них больше, чем мужчин (48% и 38% соответственно). И больше всего недовольных наблюдается среди респондентов с невысокой зарплатой (до 15 тыс. рублей в месяц) - 47%. По словам участников опроса, переработки "ведут к переутомлению и появлению апатии к жизни", а кроме того, "наносят вред работе".

Приветствуют рост должностных обязанностей 28% респондентов: "Увеличение нагрузки на работе повышает уровень развития человека, открывает новые возможности и способности. Выживает сильнейший"; "Прежде многие просто отсиживали рабочее время, а теперь поняли, что надо трудиться, ведь просто так деньги не платят".

13% работающих россиян признались, что ситуация им безразлична. "Главное, чтобы с увеличением нагрузки увеличивался оклад"; "Я любую нагрузку выдержу, лишь бы платили", - комментируют они. Ещё 16% опрошенных усматривают в ситуации как положительные, так и отрицательные стороны, а потому затруднились с ответом.

Работы больше, зарплаты меньше. Но те, кому повезло не попасть под сокращение, все равно гораздо удачливее своих потерявших работу коллег. Они могут утешать себя тем, что раз их не уволили - значит, они хорошие работники. Работодатели хотят от своих сотрудников максимальной отдачи, и потому в первую очередь увольняли бесполезных. Стоит поработать за двоих, чтобы потом, когда ситуация станет полегче, потребовать за свою работу больше денег.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });