"КД Авиа" пролетела мимо господдержки
Калининградская авиакомпания "КД авиа" прощается с жизнью, не дождавшись поддержки - 4 млрд рублей, обещанные государством, так и не добрались до компании. Власти Калининградской области говорят, что было сделано все, чтобы помочь "КД авиа". Но источники в отрасли склонны винить именно область в том, что поддержка не дошла до адресата
Москва. 4 сентября. IFX.RU - Ровно через год после краха авиаальянса AiRUnion прекращает существование еще одна компания из первой десятки крупнейших авиаперевозчиков в РФ - Росавиация приняла решение отозвать сертификат эксплуатанта у калининградской "КД Авиа", столкнувшейся еще в конце прошлого года с финансовыми проблемами.
В противовес неожиданной остановке AiRUnion на этот раз власти страны были заблаговременно осведомлены о проблемах авиакомпании и даже пообещали ей беспрецедентную для авиаотрасли поддержку - 4 млрд рублей из федерального бюджета. Однако прямое указание премьер-министра РФ Владимира Путина передать "КД Авиа" бюджетные средств так и не было исполнено, и деньги растворились в областном бюджете.
Внятного ответа на вопрос, почему средства так и не дошли до "КД Авиа", нет.
Неожиданная остановка
В минувший вторник Росавиация получила от "КД Авиа" телеграмму, где сообщалось, что компания может прекратить свою операционную деятельность в связи с задолженностями перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы. Уже на следующий день была прекращена продажа билетов на все рейсы авиакомпании, а руководство "КД Авиа" объявило, что приняло решение приостановить полеты.
Следующим шагом стало заявление федерального агентства, рекомендовавшего пассажирам сдавать билеты на рейсы "КД Авиа" и пользоваться услугами других перевозчиков. И, наконец, в пятницу сертификационная комиссия Росавиации решила аннулировать сертификат эксплуатанта "КД Авиа" с 14 сентября этого года. Пассажиров по билетам компании будут развозить другие перевозчики, заключившие ранее специальные договора с Росавиацией.
Четыре года на авиарынке
Авиакомпания "КД Авиа" была создана в 2005 году на базе АО "Калиниградавиа". С конца 2005 года компания начала активно расширять географию полетов и парк воздушных судов, приобретая в операционный лизинг самолеты Boeing-737-300. На тот момент компания ежегодно перевозила чуть более 300 тыс. человек, оперировала парком из 4 воздушных судов российского производства.
Главной идеей менеджмента компании было создание крупного перевозчика, который базировался бы в калининградском "Храброво". Привозя пассажиров из российских регионов в Калининград, "КД Авиа" имело возможность пересаживать их на другие рейсы - отправляющиеся в европейские города.
Постепенно компания получила разрешения на полеты в основные города Европы и к моменту остановки выполняла рейсы из Калининграда в крупные города Германии, Франции, Испании, в страны Восточной Европы. По итогам прошлого года "КД Авиа" заняла 9-е место в списке крупнейших российских перевозчиков, перевезя около 1,4 млн человек.
Финансовые проблемы
Финансовые сложности "КД Авиа" обнаружились в октябре 2008 года, когда компания не смогла исполнить оферту на выкуп дебютного облигационного займа на 1 млрд рублей. Также не был выплачен купонный доход в размере 98 млн рублей. Руководство компании начало переговоры с госбанками, а также чиновниками профильных ведомств о возможности получения средств господдержки: компания запросила 4 млрд рублей в обмен на 100% своих акций.
В конце прошлого года контрольный пакет акций АО принадлежал председателю совета директоров компании Сергею Грищенко.
Не получив госсредств к концу осени, руководство "КД Авиа" заявило, что компания из-за недостатка средств не имеет возможности финансировать производственную деятельность и может "встать" в любой момент. В ноябре "КД Авиа" допустила очередной техдефолт, не исполнив обязательство по второму облигационному займу на 3 млрд рублей.
Уже к середине 2008 года совокупный долг авиакомпании составлял 7,1 млрд рублей при операционной прибыли в 29 млн рублей. И к концу прошлого года акции АО "КД Авиа" перешли к банку "Санкт-Петербург", кредитовавшему авиаперевозчика.
В ожидании помощи
10 марта этого года, так и не дождавшись господдержки, "КД Авиа" направила телеграмму в Росавиацию, где сообщила, что днем позже может остановить полеты из-за проблем с финансированием. По неофициальным данным, тогда работу компании грозились остановить лизингодатели, которые не получали от "КД Авиа" лизинговых платежей. Одновременно источники в банке "Санкт-Петербург" сообщили агентству, что банк, который взял на себя финансовое и операционное управление компании, больше не будет кредитовать перевозчика.
В течение нескольких дней в Минтрансе РФ проходили совещания с участием чиновников, руководства Калининградской области, представителей банков-кредиторов, а также руководства компании. Решение было найдено на совещании у вице-премьера РФ Сергея Иванова, курирующего транспортную отрасль, где профильным министерствам и ведомствам было поручено разработать конкретные механизмы поддержки авиаперевозчика. Принципиальным условием получения госсредств было названо разделение перевозочного и аэропортового бизнеса "КД Авиа".
Компания продолжала получать средства от продажи билетов, рассчитываясь ими с кредиторами и лизингодателями. Однако в апреле снова встала почти на сутки.
И, наконец, в июле В.Путин объявил о беспрецедентном решении - Калининградской области выделяется 4 млрд рублей для целевой поддержки "КД Авиа". Ни один российский перевозчик, испытывающий финансовые затруднения, не получил из федерального бюджета такой суммы.
Предполагалось, что "КД Авиа" получит 4 млрд рублей в обмен на акции дополнительной эмиссии.
Где деньги?
Однако 4 млрд рублей, предназначавшиеся "КД Авиа", не дошли до адресата. Губернатор Калининградской области Георгий Боос открестился от бед "КД Авиа", заявив, что область и федеральный центр сделали для ее поддержки все, что смогли.
"Губернатор напомнил, что руководство региона и руководство страны предприняло все возможные шаги, чтобы спасти авиакомпанию: на федеральном уровне ей была оказана беспрецедентная поддержка - 4 млрд рублей. Но предприятие не выполнило обязательного условия о разделении на две самостоятельные компании", - сообщила пресс-служба областного правительства. "Власти сделали все, чтобы спасти компанию, а теперь ситуацией пусть занимаются кредиторы и правоохранительные органы", - сказал губернатор, подчеркнув, что на 99% ответственности лежит на предыдущем руководстве компании.
Источники в отрасли отмечают, что в остановке "КД Авиа" стоит винить руководство Калининградской области, которое "решило использовать деньги по собственному усмотрению". "Впервые авиакомпании были выделены такие колоссальные средства, что особенно показательно - другие перевозчики не получили и копейки. Но в результате эти 4 млрд так и застряли в региональном бюджете", - отметил один из собеседников агентства. Он добавил при этом, что формально Калининград не обязан использовать эти средства для нужд АО, поскольку они были выделены с формулировкой - на оказание помощи региону.
"КД Авиа" сообщила в пятницу, что запускает процедуру банкротства.
/IFX.RU/