Набиуллина заявила, что универсальный QR-код не конкурирует с продуктами банков
Москва. 16 октября. INTERFAX.RU - Универсальный платежный QR-код, разработанный Национальной системой платежных карт (НСПК) - это инфраструктурный стандарт, он не конкурирует с продуктами банков, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина во время выступления на Финополисе-2024.
НСПК объявила о запуске пилота по внедрению универсального QR-кода в конце июня. Параллельно с этим Сбербанк, Альфа-банк и Т-банк заявили о совместной работе над другим единым платежным QR-кодом, который будет функционировать на базе технологии мульти-QR Сбербанка. Позднее Набиуллина сообщила, что ЦБ предложит законодательно закрепить работу только одного универсального QR-кода, разработанного НСПК.
"Для нас, например, универсальный QR, нельзя его представлять как битву регулятора и консорциума банков за контроль над рынком. Мы считаем, что универсальный QR - это как раз не продукт, он не конкурирует с рыночными продуктами, а это инфраструктурный стандарт", - сказала Набиуллина.
"Наша цель, наша задача - не подменять конкуренцию, не подменять частных игроков, а создать равные условия для всех, инфраструктурные условия", - добавила она.
Тему конкуренции государства и бизнеса в своем выступлении на Финополисе затронул и глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, такая модель - самая непродуктивная с точки зрения стимулирования бизнеса к инновациям.
"Мы за универсальный, мы против монопольного", - сказал Греф.
"Когда государство начинает конкурировать с бизнесом, это самый плохой способ сотрудничества. Тут доверия не может быть никакого. И то, что мы сейчас переживаем, я думаю, это процесс взросления нашего государства, это попытка конкурировать с бизнесом. Я думаю, что со временем мы повзрослеем, от этой модели уйдем", - добавил глава крупнейшего российского банка.
Движение неприсоединения
На разногласия между банками в вопросе развития платежной инфраструктуры прозрачно намекнул глава ВТБ Андрей Костин, упрекнувший лидера в попытке воспользоваться рыночной властью для того, чтобы всех "загнать" в свой стандарт.
"Если какой-либо один банк, какой бы большой он ни был, пытается нас, малышей, загнать под свою кровлю и определять стандарты, определять подходы, определять системы, то мы, конечно, на это не согласимся. И конечно, будем, хоть мы и маленькие, будем сопротивляться, как только мы это можем", - сказал Костин.
По его мнению, сложившаяся ситуация, когда ЦБ задает основные стандарты, администрирует опорную инфраструктуру на принципах равнодоступности и равноудаленности, является оптимальной моделью распределения полномочий. Этот подход, в частности, способствовал созданию Системы передачи финансовых сообщений и Системы быстрых платежей.
"Для нас принципиально важно, что ЦБ - это не конкурент в нашей деятельности коммерческой, и мы готовы быть на равном удалении и работать с Центральным банком. Не видим никаких для себя наездов на наш бизнес, на нашу роль в бизнесе. И активно поддерживаем сейчас вопрос создания и внедрения универсального QR-кода по стандартам Центрального банка. Думаю, это абсолютно правильный ход в правильном направлении, мы будем тоже всячески ЦБ здесь поддерживать", - сказал Костин.
Банки VS финтехи
Участники сессии помимо межбанковской конкуренции также обсудили и растущую роль на рынке маркетплейсов и их финтех-продуктов.
"Что касается финтехов, я двумя руками за то, чтобы финтехи развивались и научили нас своей скоростью, своей инновационностью, придавали нам стимулов для развития", - сказал Греф. При этом он подчеркнул, что не должно быть регуляторного арбитража, приведя пример "Почты России", которая была изначально в неравных конкурентных условиях с макертплейсами из-за многочисленных социальных обязательств и соперничать с ними не могла.
"Я не вижу никаких проблем с тем, чтобы традиционные игроки могли соревноваться с финтехами. В России, надо сказать, банки не проспали этот момент времени, в отличие от Китая, где банки практически потеряли транзакционный бизнес. Сегодня 60% всех транзакций в Китае совершаются небанковскими игроками", - отметил Греф.
Набиуллина поинтересовалась, выгодно ли это потребителям.
"С одной стороны, для потребителя, казалось бы, в транзакционной активности нет никакой разницы, кто оказывает эти услуги. Но в целом это хуже, потому что банковская система работает значительно менее эффективно, потому что она хуже может работать со скоринговыми технологиями (имея меньше данных о платежной активности клиентов для оценки их кредитоспособности - ИФ)", - ответил Греф.
"Маркетплейсы сейчас пользуются тем, что у них большое количество клиентов, они, конечно, наращивают свои транзакции внутри. Но я не вижу каких-то больших препятствий (для классического банкинга - ИФ), я думаю, что мы должны - если нормальные условия конкуренции - быть еще более быстрыми, еще более инновационными, и придумать, как справляться с этой конкуренцией", - добавил он.
Греф констатировал, что Сбер на рынке маркетплейсов сейчас занимает небольшую долю.
"На этом рынке мы маленькие, но мы не пытаемся ходить и жаловаться: какие мы маленькие! Ах, давайте ограничим этих больших, чтобы нам их перепрыгнуть. По-честному, надо работать больше просто", - отметил глава Сбербанка.
Костин обратил внимание на то, что до сих пор крупнейшие маркетплейсы не начали генерировать стабильную прибыль. "Все маркетплейсы сделали огромные инвестиции (...), стоят огромных денег сегодня по капитализации, но совершенно не производят прибыли", - сказал он.
При этом он отметил, что для бизнес-модели Сбера интеграция в финтех дает преимущества.
"Герман Оскарович, он правильно сориентировался, он и финтех, и банк, и это, конечно, огромные преимущества, в том числе, что это единственный финтех плюс банк, который может действительно дать весь спектр банковского сервиса. Не только платежи, но и инвестиционные продукты, и все. И в этом большое преимущество. Мы пока, если честно, не совсем понимаем, что нам с этим делать, потому что свой финтех мы не создаем, и наверное, не будем создавать", - сказал Костин.
Взаимодействие с маркетплейсами ВТБ продолжит развивать, хотя это не такой простой путь, отметил глава банка.
"Мы, конечно, пытаемся сотрудничать, прежде всего, в части предложения сложных каких-то банковских продуктов, выходящих за рамки платежей, для того, чтобы обеспечить деятельность финтеха другими финансовыми инструментами. На этой, наверное, площадке мы пока с ними как-то можем договариваться, хотя больших договоренностей между крупнейшими платформами и банками я пока не вижу. Сколько мы ни плясали вокруг разных наших маркетплейсов, пока какого-то более глобального сотрудничества не получилось", - сказал Костин.