ЛУКОЙЛ: бензин должен стоить дороже

Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов дал свой симметричный ответ ФАС, штрафующей нефтяников за неадекватное повышение внутренних цен на нефтепродукты. Но рост цен на бензин является обоснованным, заявляет глава НК. Более того, он предлагает формировать внутренние цены на бензин по специальной формуле в зависимости от цен на мировом рынке

ЛУКОЙЛ: бензин должен стоить дороже
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 1 сентября. IFX.RU - Уже более полугода продолжается наступление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на российские нефтяные компании, не желающие снижать цены на топливо на внутреннем рынке. Со стороны антимонопольного ведомства была применена такая "тяжелая артиллерия", как огромные штрафы, которые, правда, оспариваются нефтяниками в суде. ФАС даже пригрозила нефтяникам уголовной ответственностью за нарушения после принятия соответствующего законодательства. И вот, наконец, нефтяники не выдержали и решили открыто озвучить свою позицию по данному вопросу. Оказывается, цены на бензин внутри страны должны быть привязаны к мировым ценам, и, соответственно, бензин должен стоить дороже, считает глава нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов.

Он справедливо напомнил, что Россия отошла от плановой экономики и перешла к рыночной, поэтому всегда существует так называемая экспортная альтернатива. "Так что мы считаем, что стоимость нефтепродуктов должна формироваться на базе котировок агентства Platts за минусом экспортной пошлины, как это происходит во всем мире", - сказал В.Алекперов в интервью газете "Коммерсант", опубликованном во вторник.

По его словам, НК "ЛУКОЙЛ" сделал ряд предложений ФАС о выработке формулы цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. "Она была бы достаточно гибкой и давала нашим потребителям возможность четко предсказывать, сколько будут стоить нефтепродукты при росте цены на сырье и при падении цен. А когда у нас в стране цена на 30-40% ниже, чем у наших соседей, мы чувствуем огромный отток топлива с рынка", - сказал он. По его словам, в настоящее время с ФАС на эту тему "идет дискуссия".

Эту так называемую "дискуссию" скорее можно назвать жесткими военными действиями. Их первая волна пришлась на конец прошлого года, когда цена на нефть вошла в режим свободного падения, а стоимость бензина и не думала за ней снижаться. Тогда ФАС возбудила более 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. В результате было решено оштрафовать 4 крупнейшие нефтяные компании РФ - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть" и ТНК-BP - на сумму от 1,1 до 1,5 млрд. рублей каждую, но компании успешно опротестовали штрафные санкции в суде. В ответ ФАС этим летом начала второе наступление на нефтяников, обвинив их в завышении оптовых цен на топливо в четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года. Ведомство обещало наказать четверку нефтяников-рецидивистов более крупными штрафами в размере от 1 до 15% от оборота. В конце августа глава ФАС Игорь Артемьев не исключил, что в ближайшее время нефтяные компании накроет "третья волна" антимонопольных дел после того, как будет принят новый антимонопольный пакет, вводящий уголовную ответственность за картельные сговоры. "Первыми жертвами статьи УК могут стать нефтяники", - предупредил он, отметив, что сейчас цены на оптовом рынке уже приблизились к тому уровню, который наблюдался в период пиковых цен на нефть в середине прошлого года.

"ЛУКОЙЛу" не интересна биржа

Кроме того, ранее сообщалось, что ФАС, согласно новым антимонопольным законам, может обязать нефтяные компании, которые являются монополистами на рынке, продавать часть топлива на бирже. Сейчас активно продает топливо на биржах только ТНК-ВР, небольшие объемы на бирже также реализует "Роснефть".

Что касается компании "ЛУКОЙЛ", то, по словам ее президента, продажа нефтепродуктов через биржу компании не интересна. "Сегодня мы сбалансированная компания и производим столько бензина, сколько продаем на своих заправочных комплексах. Выходить на биржу, чтобы наши структуры покупали у нас топливо? Это нам неинтересно", - сказал В.Алекперов, отметив, тем не менее, что часть дизельного топлива, которое "ЛУКОЙЛ" продает на оптовом рынке, в небольшом объеме проводится через биржу. "К сожалению, сегодня есть нюансы, которые не позволяют нам торговать в больших объемах. Они относятся в том числе и к системе страхования, и к вопросам, связанным с подбором контрагентов и их аттестацией", - сказал он.

Сельхозпроизводители могут и переплатить

Глава ФАС в конце августа также возмущался высокими ценами на нефтепродукты для сельхозпроизводителей. "Сейчас идет страда - и посмотрите на ценники на бензин", - говорил тогда И.Артемьев.

Глава ЛУКОЙЛа довольно спокойно разъяснил, что у его компании не существует специальных льгот для сельхозпроизводителей по ценам на топливо. "Мы используем цену, которая сложилась в момент заключения контрактов с сельхозпроизводителями. То есть мы фактически зафиксировали январскую или февральскую стоимость топлива. Заключаем договор и отпускаем нефтепродукты в течение трех-четырех месяцев", - пояснил он. Соответственно, признал он, если потом цена на рынке падает, сельхозпроизводителям приходится переплачивать. "Так же было с Минобороны, когда мы заключали соглашение на квартал, а цена начала падать, но по контрактам они все равно платили. Бывает и наоборот", - сказал В.Алекперов.

Между тем, по данным Росстата с начала года по 24 августа цена на бензин в среднем по стране выросла с начала года на 7,5% (ниже инфляции), в том числе на бензин марки АИ-92 - на 9,4%.

Оживление без стабильности

Несмотря на позитивные сигналы, указывающие, что экономика России начала восстанавливается после спада, отечественная нефтегазовая отрасль еще кризис не преодолела, полагает глава ЛУКОЙЛа. И это несмотря на то, что сейчас мировой спрос на "черное" золото восстанавливается, как и, соответственно, цены на него и доходы нефтяных компаний. На вопрос, закончился ли в отрасли кризис, президент "ЛУКОЙЛа" ответил словами персонажа из фильма "Москва слезам не верит": "Стабильности нет".

По мнению президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, кризис в нефтегазовой отрасли еще не закончился, поскольку потребление топлива не растет ни в России, ни в Европе. "По отношению к прошлому году потребление топлива снизилось на 7-12%, то есть на бытовом уровне люди сдержанны, меньше тратят, экономят средства. Так что пока кризис в той стадии, когда нельзя говорить о его завершении. Оживление чувствуется, но стабильности и уверенности в том, что кризис прошел и не повторится, у меня нет", - заявил В.Алекперов.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });