Сколько стоит чиновник
В первом полугодии за содержание каждого чиновника россияне платили больше 1,5 тыс. рублей с носа. Президент стал обходиться дороже почти на четверть, а правительство - на 38%
Москва. 26 августа. IFX.RU - В среднем каждый россиянин платит за полугодовое содержание "слуг народа" на федеральном и региональном уровне 1 тыс. 638 рублей. Причем несмотря на кризис, чиновники как в ряде регионов, так и в федеральном аппарате не собираются умеривать свои аппетиты и сокращать расходы. Все происходит как раз наоборот. При этом доходы жителей страны снизились. Сами чиновники издавна объясняют свои расходы тем, что в эпоху финансовых перемен на них ложится больше нагрузки.
Как свидетельствует исследование "Сколько стоит региональная власть в кризис" компании ФБК, за каждого федерального чиновника нам приходится платить по 927 рублей за полгода каждому. Причем за январь-июнь он подорожал на 131 рубль (16%) по сравнению с 2008 годом - в первые шесть месяцев прошлого года плата за содержание составляла 795 рублей.
Региональный чиновник обходится жителю примерно в 700 рублей за полгода. Причем несмотря на кризис эта сумма растет. Если в прошлом году в первом полугодии региональные расходы на госуправление в расчете на одного жителя страны составляли 684 рублей, то в январе-июне 2009 года они выросли до 711 рублей. То есть с прошлого года местный чиновник подорожал на 27 рублей.
Дорого же нам обходится содержание "слуг народа".
Премьер-министр Владимир Путин недавно пенял региональным властям на то, что они в кризис слишком много тратят на содержание своих аппаратов. "В целом расходы консолидированных бюджетов регионов и муниципалитетов на содержание органов управления в 2009 году вырастут на 4%. Год-то кризисный, а расходы растут! По некоторым регионам рост составит и более 25%", - возмущался он. А вот федеральные ведомства переходят в режим экономии, заявлял премьер. Сокращение расходов на федеральные ведомства в этом году составит 30%, а в 2010 году - 15%.
Однако, как выяснилось, все не так просто. Действительно, суммарные расходы на госуправление региональных бюджетов выросли за полгода на 3,8% по сравнению с прошлогодними тратами. Теперь они достигают 100,9 млрд рублей. Но при этом, как отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, общий прирост расходов на госуправление на федеральном уровне в январе-июне 2009 года составил 16,4%, так что сравнение - не в пользу федерального центра.
Таким образом, федеральный центр по итогам первого полугодия 2009 года выглядит гораздо менее скромным в расходах на госуправление по сравнению с соответствующими тратами на региональном уровне в целом.
Самым расточительным оказалось российское правительство. Расходы на его содержание за полгода взлетели на 37,9% вместо снижения на 30%, которое обещал его глава.
Ни одному региону не удалось побить этот "рекорд". Даже лидер по росту расходов, Якутия, показала всего 34,4-процентный результат.
Но есть и сознательные региональные власти, которые не залезают глубоко в карманы налогоплательщиков. Похоже, самыми честными и экономными оказались чиновники из Башкортостана. Расходы на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с прошлогодними в этой республике снизились на целых 19,7%. Также значительно подешевело содержание чиновников в Бурятии (16,9%) и Татарстане (15%).
А вот президент страны стал заметно дороже обходиться россиянам. По данным ФБК, расходы на его содержание выросли на 22,9% за полугодие.
Наименьшие абсолютные расходы на госуправление в январе-июне 2009 года были в Калужской области - 240,5 млн рублей. Эта же область имела и рекордно низкий показатель по расходам на госуправление в расчете на одного жителя региона - 240 рублей на человека.
Наибольшие абсолютные расходы на госуправление, согласно данным ФБК, были у Московской области - 6,9 млрд рублей. В расчете на одного жителя региона максимальные расходы на чиновников в Ненецком АО - 11 тыс. 174 рубля, что больше аналогичного показателя по Калужской области в 47 раз. Однако такой эффект, прежде всего, объясняется тем, что в данном регионе не очень много жителей.
Интересно, что доля расходов на госуправление в общих расходах бюджета и на федеральном, и на региональном уровне в январе-июне 2008 года была одна и та же - 3,8%. И там и там в 2009 году она несколько уменьшилась: до 3,4% на федеральном уровне и до 3,7% на региональном.
Динамика растущих расходов на госуправление в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождающегося резким уменьшением доходов бюджетов, их растущей дефицитностью, не может быть признана оправданной, говорится в выводах к исследованию ФБК.
По словам И.Николаева, есть несколько причин роста расходов на госуправление: недооценка масштабов и глубины кризиса, бюрократическая инерционность (региональные бюджеты принимались в прошлом году, их пересмотр в текущем году добавил реалистичности, но не более), специфика поведения чиновничества в кризисный период ("психология временщика"). "Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня", - отметил И.Николаев.
Есть и объективные причины роста госрасходов: "Существенная часть этих расходов идет на оплату ЖКХ. А как известно, у нас решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий было принято еще в 2007 году", - отметил И.Николаев.
Давая прогноз на будущее, И. Николаев отметил, что потенциал снижения расходов на госуправление в регионах составляет до 15%. Однако на практике, по его оценке, расходы будут не снижаться, а лишь расти.