Малые технологические компании могут получить свои преференции в рамках госзаказа в РФ
Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Малые технологические компании (МТК) должны получить свою систему преференций в рамках закупок госкомпаний (регулируются законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ). Об этом заявила заместитель гендиректора "Корпорации МСП" Наталья Коротченкова в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024).
"Должен быть установлен приоритет для МТК (в рамках закупок госкомпаний), - сказала Коротченкова. - Их уже много, это компании устойчивые, с оборотом до 4 млрд рублей, и мы должны выстроить систему преференций только для этих компаний".
Необходимость такого шага Коротченкова объяснила тем, что сейчас технологическое предпринимательство выходит на первое место, в значительной степени обеспечивает потребности государства и бизнеса в сложной, технологичной продукции.
"В прошлом году объем закупок госкомпаний у малого бизнеса достиг 7,9 трлн рублей – каждая вторая позиция закупается у субъектов МСП, - сказала Коротченкова. - При этом впервые номенклатура сильно изменилась и продукция обрабатывающего производства в структуре закупок у МСП заняла первое место".
Поэтому, по ее словам, необходимо обеспечить сохранение стабильного рынка, формируемого госзаказом, прежде всего для производственных компаний.
Ранее "Корпорация МСП" отмечала, что в 2023 году вырос не только объем закупок у малого бизнеса, но и число таких поставщиков. По итогам 2023 года договоры с госкомпаниями подписали 213 тыс. субъектов МСП, что на 10,2% больше, чем в 2022 году. При этом большая часть закупок госкомпаний у малого бизнеса была связана с поставкой продукции обрабатывающих производств (2,45 трлн рублей), выполнением строительных работ (1,9 трлн), предоставлением услуг в научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (401 млрд рублей).
Общий объем закупок госкомпаний (в том числе находящихся под санкциями и не публикующими информацию о своих закупках на сайте ЕИС) в 2023 году составил 19,5 трлн рублей против 11,6 трлн рублей в 2022 году. По данным ЕИС, в прошлом году госкомпании, не находящиеся под санкциями, подписали договоры на 10,5 трлн рублей.
В свою очередь заместитель генерального директора "Интерфакса" Владимир Герасимов подчеркнул, что малый и средний бизнес, реагируя на меняющийся спрос, увеличивает поставки крупным компаниям сложных изделий, замещая зарубежных поставщиков.
"По данным информационно-аналитической системы МАРКЕР, доля российской продукции в закупках госкомпаний у МСП выросла в 2023 году по целому ряду товарных групп, - рассказал Герасимов. - Так, в закупках программного обеспечения и в заказах на разработку ПО эта доля выросла в рублях с 85% до 95%, бытовой техники - с 46% до 63%, инструмента - с 55% до 66%, прогулочных и спортивных судов - с 62% до 92%, музыкальных инструментов - с 25% до 66%".
При этом он напомнил, что реализованные в рамках 223-ФЗ меры поддержки малого бизнеса доказали свою эффективность, и создание их аналога для МТК может подстегнуть развитие технологического предпринимательства в стране.
Так, по словам Герасимова, средний уровень конкуренции на спецторгах, проводимых крупными госкомпаниями только для субъектов МСП, значительно выше, нежели чем в обычных закупках.
"По данным МАРКЕРА, в среднем на спецторгах по 223-ФЗ в 2023 году участвовали 2,3 поставщика, в то время как по всем торговым процедурам в рамках 223-ФЗ этот показатель - 1,7, - сказал он. - Более того, средний уровень конкуренции, вопреки общей тенденции на рынке, за год даже вырос – с 2,26 в 2022 году".
Первый зампредседателя комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина напомнила, что президент РФ поставил задачу в ближайшие шесть лет (до 2030 года) увеличить выпуск продукции МТК в 7 раз.
"Необходимо подумать, какие изменения требуется внести в 223-ФЗ, чтобы обеспечить решение этой задачи", - подчеркнула Когогина.
Как сообщалось, "Корпорация МСП" еще в конце прошлого года указывала на необходимость распространения на МТК преференций, которые действуют в отношении субъектов МСП при закупках госкомпаний.
Тогда гендиректор "Корпорации МСП" Александр Исаевич отмечал, что МТК сложно конкурировать с предпринимателями, занимающимися только перепродажей продукции, и часто использующими демпинг при участии в закупках.
"Распространение установленных законодательством особенностей участия субъектов МСП в закупках на МТК, а также наделение правительства РФ полномочием по установлению дополнительных закупочных преференций для таких компаний без введения отдельной квоты по закупкам их продукции позволит создать условия для развития высоких технологий и увеличения производства инновационной продукции", - говорил Исаевич.
Закон "О развитии технологических компаний в РФ" (478-ФЗ) был принят летом 2023 года.
По данным Минэкономразвития РФ, на конец прошлого года в РФ действовало около 9 тыс. МТК. В 2021-2023 годах госкомпании закупили у таких компаний товары, работы, услуги на 348 млрд рублей. При этом в топ-3 категорий продукции, закупаемой госкомпаниями у МТК, вошли строительство дорог (41 млрд рублей), разработка ПО (32 млрд рублей) и производство комплектующих летательных аппаратов (8 млрд рублей).
По действующему закупочному законодательству, у госкомпаний на субъекты МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема необходимо осуществлять через спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году эти нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные госкомпании, как это было ранее.