Первый зампред Сбера: говорить о том, что ипотеку надо регулировать и от этого ее качество улучшится, не стоит

Кирилл Царёв сообщил, что банк пока сохраняет прогноз по росту розничного кредитования в этом году на уровне 9-11%

Первый зампред Сбера: говорить о том, что ипотеку надо регулировать и от этого ее качество улучшится, не стоит
Фото: Пресс-служба

Москва. 5 июня. INTERFAX.RU - Сбербанк, обслуживающий почти 109 млн розничных клиентов, в прошлом году объявил о переходе на "человекоцентричную бизнес-модель" в рамках новой стратегии. О том, как это отразится на розничном бизнесе, новых платежных сервисах, перспективах ипотеки и потребкредитования, а также о влиянии регулирования на эти сегменты в интервью "Интерфаксу" рассказал первый зампред правления Сбербанка Кирилл Царёв.

- Сбер в конце прошлого года представил новую стратегию развития. Как в рамках нее изменится взгляд на развитие розничного бизнеса? Какие акценты будут сделаны?

- Мы всегда уделяли внимание развитию взаимоотношений с клиентом, но сначала выстраивали продукты, необходимые клиенту под те или иные запросы. Сейчас мы понимаем, что на ситуацию надо смотреть шире, понимать жизненную ситуацию, в которой находится человек, и адаптировать продукты не только под те задачи, которые есть у него сегодня, но и которые, возможно, появятся у него через месяц, полгода или год. Наша задача, когда мы говорим про человекоцентричность, выстроить долгосрочные взаимоотношения, учитывая цели, которые есть у человека не только сейчас, но и в будущем. Новый подход - это комплексный взгляд на все эти вещи.

Фактически мы теперь не говорим про такое понятие, как розничный бизнес. Наша задача помочь собрать вокруг клиента - физического лица - нужные ему сервисы, как банковские, так и небанковские. Долгосрочный успех нашего клиента, человека - это в конечном итоге и наш успех тоже.

- В Сбере сохранилось разделение на экосистемы для физлиц и для юрлиц? Или сейчас границы в целом размылись?

- С одной стороны, экосистема для физлиц есть. С другой стороны, где-то границы размылись. В принципе, у нас есть сформулированное понятие экосистема для физлиц и экосистема для юрлиц с той лишь разницей, что там требуются какие-то относительно специфические элементы. Например, у нас есть Сбербанк-ID, а есть Сбербанк-бизнес ID. Все это ID, просто одно для физического лица, а другое - для юридического лица. Какие-то вещи специфические разделены с точки зрения тонкостей работы с розничными и корпоративными клиентами.

- Вы хотите что-то поменять в экосистеме для физлиц? Дополнить ее какими-то новыми сервисами, продуктами? Что планируете в ближайшее время сделать?

- Прежде всего, мы хотим, чтобы она становилась проще, в хорошем смысле этого слова, и понятнее нашим клиентам. То есть, бесшовность, удобство, возможность переходить нативно из одного сервиса в другой и так далее. На наш взгляд, это один из ключевых элементов. Второе, мы, конечно, смотрим на расширение предложения с точки зрения добавления каких-то партнеров в экосистему, даже когда это является пусть и маленькими, но важными элементами в клиентских путях. Например, в ипотеке мы просто начинали с кредитного бизнеса, а теперь у "Домклик" есть целый набор различных сервисов и опций. Таких направлений, к счастью, много, поэтому идей и задач, где и как их улучшать, у нас много.

- Что-то в ближайшее время хотите запустить, может быть, какие-то новые небанковские сервисы?

- Мы традиционно сначала делаем, потом говорим, поэтому мы заранее обычно ничего не анонсируем.

- Сбер недавно объявил о запуске сервиса оплаты по QR-коду в Турции. Он уже начал полноценно работать? Есть ли спрос? Собирается ли Сбер масштабировать этот проект, распространить в других странах?

- Сервис запущен недавно. Он растет, но это рост с нулевой базы, поэтому цифры пока небольшие. Мы сейчас занимаемся улучшением процессов и выстраиваем знание клиентов о нем, видим, как увеличивается количество партнеров на той стороне, поэтому мы ожидаем, что летом с началом сезона этим сервисом станут пользоваться все большее количество клиентов. Будем смотреть, как развивается ситуация в Турции. Безусловно, мы думаем и о других странах, и о расширении возможностей для наших клиентов. Поэтому, я надеюсь, что будем расширять возможности оплаты за рубежом и этот сервис будет представлен не только в одной стране.

- Сейчас на очереди есть какая-то страна, например, Эмираты?

- Мы смотрим в принципе на страны, куда, прежде всего, ездят российские туристы, но в силу определенной специфики сейчас говорить о том, кто это точно будет, не собираемся.

- Сбер ранее предложил использовать для создания единого QR-кода не только систему быстрых платежей, но и технологии самого банка. В какой стадии сейчас дискуссия по единому QR-коду? Прислушался ли к вам регулятор?

- Сервис развития и стандартизации QR актуален и интересен. Несколько лет назад такого сервиса не было вообще. Мы видим сейчас несколько ключевых технологических сервисов. Первое - это QR, второе - это оплата телефоном через NFC. Сбер начал развивать QR еще до того, как международные платежные системы ушли из России. После этого появился QR СБП. Когда на рынке стало существовать два QR кода, мы задумались, как сделать так, чтобы для клиента было удобно, просто и понятно, для реализации такой задачи нужно было их соединить. Поэтому мы придумали и в свое время создали мульти-QR - решение, позволяющее одновременно в один QR собрать QR СБП и QR банков. Сегодня уже 14 банков к нему подключены. Кроме того, у нас есть SberPay, у "Тинькофф" - Tinkoff Pay, у Альфа-банка - Alfa Pay. Мы видим, что можем прекрасно вместе сотрудничать. Это работает.

Коллеги из ЦБ подняли вопрос о том, что надо дальше двигаться с точки зрения стандартизации. Мы согласны с тем, что это действительно важно обсуждать. Сейчас идет диалог, в каком формате это делать. У нас есть несколько вариантов, как может быть реализован клиентский путь. Важно чтобы сохранилась конкуренция и осталась возможность развития технологий. Для Сбера как одного из лидеров развития этой технологии важно сохранить возможность инноваций, иметь возможность создания дополнительных сервисов и удобного клиентского пути. Я думаю, что в конечном итоге решение будет найдено. Мы видим, что количество пользователей увеличивается и по QR, и по NFC. При этом у нас есть еще один способ оплаты - улыбкой, то есть с помощью биометрии. Наша команда создала терминал, в котором собрали вместе все методы оплаты. Это как раз хороший пример стандартизации клиентского опыта - как можно в одном устройстве собрать все способы оплаты. Разные клиенты выбирают совершенно разные способы. Это очень хорошо. Эти сервисы конкурируют друг с другом, и в этом заключаются преимущества для пользователей - увеличивается скорость, упрощаются многие вещи.

- Вы уже сказали про других участников, которые запускают свои сервисы, в том числе, например, QR. Недавно "Тинькофф" объявил о запуске собственного сервиса. В целом вы нормально относитесь к конкуренции с другими игроками?

- Мы приветствуем конкуренцию и принимаем QR друг друга - они, по сути, сделаны на одной платформе. Более того - мы сотрудничаем. Например, клиенты "Тинькофф" с 2019 года могут совершать покупки по нашему QR-коду в торговых точках, а в 2023 году "Тинькофф" вывел оплату для наших клиентов по SberPay более чем на 100 тыс. своих интернет-магазинов. Думаю, что взаимовыгодное сотрудничество будет развиваться дальше.

- Летом 2023 года был подписан закон об удаленной идентификации нерезидентов. Сбербанк участвует в этом процессе? Насколько велики риски для вас? Есть ли спрос на эту услугу?

- Мы участвуем в этом проекте, он очень важен. Уход международных платежных систем привел к тому, что у нас возник определенный разрыв с точки зрения клиентского опыта наших граждан за границей и приезжающих к нам гостей. Наша компания ЮMoney активно реализует возможность выдачи карт нерезидентам. Там есть что улучшать с точки зрения клиентского пути, но вместе с тем мы отмечаем, что есть действительно стабильный спрос. Гости из разных стран этим сервисом пользуются, они привыкли к безналичному миру, и этот сервис для них необходимо сохранить в России. Мы вместе с коллегами из правительства участвуем в рабочей группе, которая этим сервисом занимается. Я уверен, что мы его сделаем еще более удобным и комфортным.

- Темпы розничного кредитования в России не снижаются, несмотря на введенные ограничения и высокие ставки. В апреле в Сбере оно выросло на 1,3%. Разовое это явление или вы ждете продолжения тренда?

- Я думаю, что темп будет пока оставаться примерно таким, как сейчас.

- Около 1% роста в месяц?

- Да, около 1%. Спрос у населения стабилен. Определенный рост месяц к месяцу был в марте, но это связано было больше с сезонностью, традиционным спадом после Нового года. Сейчас мы идем примерно с объемами такими же, какие были год назад, цифры сопоставимые. Я имею в виду, помесячные выдачи.

Нам кажется, что на сегодня оснований полагать, что у населения спрос будет замедляться, наверное, нет, но и вряд ли стоит ожидать и того, что он будет существенно расти. Мы считаем, что это абсолютно нормальные цифры.

Здесь очень важно, что мы не видим какой-то критичности с точки зрения долговой нагрузки, перегрева нет. Мы считаем, что это совершенно нормально, когда с ростом экономики увеличиваются и депозитная, и кредитная база. Экономика растет, растет и потребление, растут и сбережения.

- Правильно я вас понимаю, что Сбер сохраняет прогнозы по росту розничного кредитования (9-11%) и увеличению средств физлиц (24-26%) на 2024 год?

- В текущий момент, да. Дальше будем смотреть. Самоцели попасть конкретно в эти цифры нет. Текущий прогноз такой, дальше будем смотреть за рынком, за изменением макропоказателей, и, возможно, мы в дальнейшем будем корректировать как в большую, так и в меньшую сторону. Все будет зависеть от ситуации, от уровня ключевой ставки, от регуляторных требований.

- ЦБ недавно объявил о повышении макропруденциальных лимитов по потребкредитам для заемщиков с высокой долговой нагрузкой на третий квартал. Насколько сильно, по вашему мнению, это отразится на потребкредитах?

- В течение года мы видим усиление макропруденциального регулирования. Хочется отметить, это не снижает спрос, заявок становится не меньше, а даже больше. Дальше уже вопрос нашего и аппетита к риску и уровня одобрения. Понятно, что из-за вводимых Центральным банком ограничений определенному количеству клиентов мы будем вынуждены отказывать. У нас были клиенты с ПДН больше 80%, но в целом портфель всегда был взвешенный. При этом высокий ПДН не всегда означает дефолт. Очевидно, что увеличение этих требований приведет к еще более консервативному подходу с точки зрения одобрения заявок соответствующих клиентов.

Но есть и такой тренд: в стране растет уровень заработных плат, какие-то клиенты выходят из категории ПДН 80% плюс или 50% плюс, значит, определенной категории граждан становятся доступны кредиты. Процесс относительно нормальный. Конечно, ужесточение требований может привести к замедлению кредитования, но говорить, что кредитование полностью остановится, некорректно.

- Повышение с 1 июля 2024 года надбавок к коэффициентам риска по потребкредитам и введение надбавок по автокредитам окажет влияние на эти сегменты?

- Влияние окажет, но, на мой взгляд, не приведет к каким-то драматическим изменениям. Определенное количество граждан лишатся возможности получить данный продукт.

- Вы не видите рисков в ускорившемся автокредитовании? Считаете, что это вызвано отложенным спросом?

- Я считаю, что это вызвано отложенным спросом и тем, что в целом подорожали автомобили. Сложно представить себе "пузырь" на рынке автокредитования. Вряд ли человек покупает какое-то количество машин про запас. Ситуация не выглядит тревожной. Скорее, это сочетание отложенного спроса и роста цен на автомобили.

- Как будет складываться ситуация в ипотечном кредитовании? Ждете ли вы, что спрос на жилье снизится с отменой льготной программы? И сможет ли трансформация семейной программы как-то сбалансировать это?

- Пока сложно до конца спрогнозировать процесс. Мы ожидаем увидеть в июне всплеск спроса на ипотеку с господдержкой. Выводов из него каких-то делать не надо, так как он будет аномальным. Потом в любом случае будет определенная просадка, из которой тоже не надо делать окончательных выводов. И, наверное, уже к августу-сентябрю мы будем видеть примерно сложившийся темп.

На наш взгляд, определенное сокращение объемов точно будет. Вопрос - на сколько, и это зависит от того, какие программы будут. Я согласен с тем, что программы должны становиться более адресными. Государство в этом направлении как раз и двигается. Возможно, есть смысл посмотреть на создание еще каких-то адресных программ. Без госпрограмм, с учетом нынешнего уровня процентных ставок по обычной ипотеке, будет довольно жесткое приземление. Ипотечные программы должны быть трансформированы, посмотрим на финальную конструкцию.

- Ожидаете ли вы, что наделение Банка России полномочиями по введению макропруденциальных лимитов в ипотеке значительно отразится на этом сегменте? В части повышения ее качества или на темпах кредитования тоже скажется?

- Мы не видим, чтобы качество ипотеки падало с точки зрения состояния заемщиков, и не можем сказать, что есть какая-то тревога по поводу качества портфеля. Ситуация абсолютно стабильная. Мы находимся на крайне низких показателях риска и просрочки по ипотеке. На наш взгляд, говорить о том, что ипотеку надо регулировать и от этого ее качество станет лучше, не стоит.

Может ли Центральный банк оказать влияние на объемы и темпы? Может. Например, ограничивать выдачи через ПДН (показатель долговой нагрузки - ИФ). Сказать, как изменятся объемы, я пока не могу, так как непонятно еще регулирование. В любом случае появляется, по сути, некий дополнительный фильтр, через который можно оказывать влияние на этот рынок.

- Без этого элемента регулирования, на ваш взгляд, было бы лучше?

- Здесь не может быть единой точки зрения, но дискуссия на финансовом рынке по этому поводу определенно есть.

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });