Со старым надзором и без денег ЦБ
Профессиональные участники фондового рынка не получат доступ к ресурсам Банка России. Кризис ликвидности миновал, и вопрос о том, где взять деньги для выживания, стал не актуален. Это значит, что профучастники избегут и пруденциального надзора со стороны ЦБ, в обмен на который они могли бы получать рефинансирование
Москва. 13 августа. IFX.RU - Похоже, идея допустить участников фондового рынка к ликвидности Банка России сама собой рассосалась вместе с исчезновением остроты кризиса. А ведь когда многие профучастники рынка были поставлены на грань вымирания из-за коллапса на рынке акций, эта программа "деньги в обмен на надзор" казалась уже делом решенным.
Профессиональные участники российского рынка ценных бумаг в ближайшем будущем не получат доступа к операциям рефинансирования ЦБ РФ. Как говорится в отчете о ходе выполнения плана законопроектной деятельности правительства РФ, работа над соответствующим законопроектом была прекращена. Ранее планировалось, что правительство рассмотрит законопроект, работа надо которым была поручена Минфину, Минэкономразвития, Федеральной службе оп финансовым рынкам (ФСФР) и ЦБ, в феврале, а уже в марте внесет документ в Госдуму.
Напомним, что когда фондовый рынок обвалился, и проблемы со сделками репо создали огромные проблемы для участников рынка, Россия была близка к тому, чтобы сделать большой шаг к созданию мегарегулятора на базе Банка России. Ведь за доступ к деньгам ЦБ профучастники должны были бы стать поднадзорными для Банка России. И тогда в ЦБ РФ был бы сконцентрирован надзор и за банками, и за профучастниками. Этого хотел Центробанк, да и ФСФР не возражала.
Еще в начале октября 2008 года первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев заявлял, что ЦБ обсуждает с ФСФР возможность того, чтобы профучастники могли обращаться в ЦБ РФ за ликвидностью. При этом, по его мнению, ЦБ РФ должен лучше знать ситуацию с балансами профучастников, иметь доступ к их отчетности. А.Улюкаев не исключил, что, возможно, для этого Банку России потребуются надзорные функции за инвесткомпаниями. "Возможно, что им потребуется обратиться в ЦБ РФ за банковской лицензией", - сказал он.
Глава ФСФР Владимир Миловидов также заявлял, что предлагает передать Центральному банку РФ функции по контролю за финансовой устойчивостью всех участников финансового рынка - не только банков, но и профучастников. В то же время, он предложил сделать это не через лицензирование.
В частности, служба предлагала внести изменения в законодательство, которые позволят Банку России при соблюдении профучастниками определенных требований и нормативов, в том числе по раскрытию отчетности, стать кредитором последней инстанции как для банковских, так и для небанковских организаций. "Тогда не нужно будет выдавать дополнительную лицензию и усложнять процесс через лицензионные требования. Нужно ввести требования к собственному капиталу, определить, какие показатели могут давать индикацию на финансовые сложности, а также ввести систему раскрытия этой информации регуляторам - ФСФР и ЦБ. При этом Центробанку дать полномочия рефинансировать организации, соблюдающие требования", - говорил глава ФСФР, подчеркивая, что нужно "распространить юрисдикцию ЦБ на регулирование финансовых рисков, в том числе небанковских организаций".
Но большая реформа, которую предлагали регуляторы, по всей видимости, в жизнь воплощена не будет. Колебания цен на фондовом рынке сейчас ограничены, большинство профучастников выжило, объемы торгов на биржах вернулись на докризисный уровень - ситуация стабилизировалась, поэтому решено сохранить статус кво.
Но, возможно, власти слишком рано расслабились. По мнению председателя правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексея Тимофеева, хотя острота проблемы доступа профучастников к рефинансированию по сравнению с концом прошлого года спала, актуальности вопрос не утратил.
Законопроект о рефинансировании профучастников погубила неверная постановка вопроса о регулировании, полагает глава НАУФОР. По его словам, при рассмотрении вопроса было сделано неверное предположение о том, что допуск профучастников к рефинансированию Банка России потребует введения пруденциального надзора за ними со стороны ЦБ, а это требовало бы пересмотра всей регулятивной системы.
"Осенью прошлого года мы подготовили ряд поправок в законодательство, которые позволяли профучастникам рассчитывать на ЦБ как на кредитора последней инстанции. Но тогда было принято решение, что это нецелесообразно на основании небесспорной, на мой взгляд, точки зрения, что это предполагает введение пруденциального надзора над профучастниками со стороны ЦБ. На самом деле эти вопросы мало связаны. Для обеспечения рефинансирования в ЦБ необходима отчетность, но не введение пруденциального надзора за профучастниками. Мы считаем, что ФСФР вполне могла бы справиться с функцией пруденциального надзора, а ЦБ при этом мог бы выступать кредитором последней инстанции", - сказал А.Тимофеев.
"Учитывая то, что в мире дискуссия на этот счет продолжается, в России вопрос о рефинансировании профучастников со стороны ЦБ в будущем вновь может стать актуальным", - резюмировал он.
Действительно, хотя разговоры о "второй волне" кризиса несколько поутихли, ее опасность окончательно не миновала. "Есть риски, связанные с платежеспособностью предприятий и сокращением банковского кредита, которые могут сказаться в начале 2010 года", - заявлял замминистра экономического развития Андрей Клепач в июле.
Если опасения А.Клепача сбудутся, то это неминуемо должно будет сказаться и на фондовом рынке - дефолты и банкротства компаний вряд ли будут проигнорированы инвесторами. И тогда опять может возникнуть вопрос, где профучастникам добыть денег, чтобы выжить.
Регуляторы США, Великобритании и других стран, получив жесткий урок жизни, стараются перенастроить свою финансовую систему, чтобы не наступать на те же грабли. В России же ""мужик не перекрестится", не только "пока гром не грянет", но и прекращает это занятие сразу же после того, как "гром" отгремел. Хотя вскоре может прийти новая гроза.
/IFX.RU/