АвтоВАЗ. Госденег почти не осталось
"АвтоВАЗ" получил 25 млрд рублей из бюджета совсем недавно, но уже успел потратить почти все до копейки. Как скоро компании потребуется новая помощь от государства?
Москва. 12 августа. IFX.RU - "АвтоВАЗ" прилюдно отчитался о том, как потратил деньги, полученные от государства. Господдержка, обещанная российскому автогиганту еще весной, дошла до компании только к лету (именно в июне "АвтоВАЗ" почти полностью рассчитался с поставщиками). И менее чем за два месяца ему удалось потратить почти все деньги - под контролем "Ростехнологий" (напомним, господдержка выделена "АвтоВАЗу" через его основного акционера - "Ростехнологии").
Как сообщает пресс-служба компании, из 25 млрд рублей господдержки по состоянию на 11 августа "АвтоВАЗ" израсходовал 24,32 млрд рублей. То есть автопроизводитель потратил деньги честных налогоплательщиков почти молниеносно.
Компания, как и требовало правительство, отчиталась о каждом потраченном если не рубле, то десятке миллионов. Больше всего денег пошло как раз на то, чтобы расплатиться с поставщиками - 14,02 млрд рублей. Напомним, в конце июня сообщалось, что "АвтоВАЗ" снизил долг за 2008 год перед поставщиками с 25,1 млрд рублей до 2,75 млрд рублей.
Также "АвтоВАЗ" расплачивался по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ - на это ушло 8,04 млрд рублей госденег. Этот бридж-кредит был выдан банками весной по просьбе правительства и потратили его так: на расчеты с поставщиками пошло 6,17 млрд рублей, на налоги - 0,2 млрд рублей, на зарплату работникам - 1,63 млрд рублей. Плюс проценты по кредитам составили 0,04 млрд рублей.
На зарплаты из полученной от государства суммы было потрачено 1,87 млрд рублей, на выплату налогов пошло 0,39 млрд рублей.
Оставшиеся средства в размере 0,68 млрд. руб. АвтоВАЗом будут использованы на исполнение обязательств по принятым направлениям, сообщает пресс-служба.
По свидетельству самой компании, деньги были выделены не просто так и уже помогли "АвтоВАЗу". Во-первых, автопроизводитель почти в 2 раза сократил кредиторскую задолженность по операционной деятельности при сохранении финансирования текущих поставок на конвейер. Во-вторых, более чем в 4 раза сокращен объем просроченной кредиторской задолженности в целом по заводу и более чем в 7 раз - по задолженности по поставкам на конвейер. При этом последняя сведена до уровня встречной задолженности данных поставщиков перед "АвтоВАЗом".
А пока автогигант продолжает сокращать издержки (что было одним из условий предоставления денег). Как сообщал ранее "Интерфакс" со ссылкой на источники, компания не исключает возможности сокращения четверть (27 тыс. 691) сотрудников. Впрочем, официально компания опровергла эту информацию. Кроме того, были попытки договориться с поставщиками, из-за которых конвейер уже не раз останавливался, о снижении стоимости продукции на 10% - однако безрезультатно.
Завод не будет работать с августа по сентябрь - работников отправят в отпуск, им будет выплачиваться две трети заработной платы. Также некоторое время конвейер работал неполную рабочую неделю.
Сразу после того, как стало ясно, что государство поможет, глава "АвтоВАЗа" Борис Алешин заявлял о том, что переходит в режим жесткой экономии - в частности, сокращает зарплаты топ-менеджерам на 20%. Кроме того, были отменены премии всем сотрудникам. Возможность их выплаты теперь привязана к "целевым показателям работы" компании.
30 марта на совещании в Тольятти под председательством премьер-министра РФ было решено предоставить заводу беспроцентную ссуду в размере 25 млрд рублей в качестве имущественного взноса РФ в "Ростехнологии" для последующего кредитования предприятия. Соответствующее распоряжение В.Путин подписал в июне.
Ранее "АвтоВАЗ" получил бридж-кредит на 8 млрд рублей от Сбербанка и ВТБ, а также договорился с банком Societe Generale о предоставлении займа в 171,5 млн евро для оплаты купленных у Renault прав на производство и сборку 2 модификаций силового агрегата, а также прав на выпуск и дистрибьюцию автомобилей на платформе Logan.
Сейчас государственные деньги потрачены почти полностью. Как скоро "АвтоВАЗу" понадобятся новые инъекции ликвидности? Ведь продажи продолжают сокращаться, компания убыточна несмотря на всю оптимизацию и попытки экономии.