Сотовики не знают кризиса
Хорошие новости с рынка сотовой связи. Операторам мобильной связи удалось выйти на докризисный уровень по темпам прироста количества абонентов. Впрочем, эксперты уже давно говорили о том, что в период рецессии россияне могут отказаться много от чего, но сотовая связь стала настолько необходимой, что не сдастся кризису
Москва. 18 мая. IFX.RU - Сотовым операторам с честью удается противостоять кризису. Пока сфера услуг теряет клиентов, мобильная связь, хоть и не без усилий, продолжает наращивать число абонентов. В апреле сотовикам удалось выйти на докризисный уровень - увеличение количества вновь подключенных к связи россиян было даже чуть больше, чем в мае и августе прошлого года.
По подсчетам исследовательской компании AC&M Consulting, количество зарегистрированных GSM-абонентов в России в апреле выросло на 1,1% по сравнению с мартом и составило 192,82 млн. В мае и августе 2008 года этот показатель составлял 0,9%.
Это прорыв. Ведь с начала года рост составлял около полупроцента: в январе и феврале - 0,5%, в марте - 0,6%. Правда, декабрь принес сотовикам прирост в 1,9% абонентов, но это скорее можно объяснить сезонным фактором. С июля прошлого года темпы прироста систематически снижались.
Как говорится в отчете, уровень проникновения сотовой связи (количество sim-карт на 100 жителей) в РФ в апреле составил 132,8% против 131,4% в предыдущем месяце. То есть в среднем на каждого россиянина приходится уже почти 1,33 "симки" (в мае 2008 года - 1,18).
Лидерство на рынке мобильной связи продолжает удерживать ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС). По итогам месяца компания заняла 34,1% рынка мобильной связи РФ. В Москве при этом оператор обслуживал 46% абонентов, в Санкт- Петербурге - 31,7%. Компании удалось в апреле вырастить базу абонентов до 65,677 млн человек с 65,105 млн в марте.
Общее количество абонентов МТС с учетом дочерних компаний на Украине, в Узбекистане, Туркмении, Армении и Белоруссии (последняя не консолидируется в отчетности компании) выросло до 97,441 млн с 96,602 млн человек.
У ОАО "ВымпелКом" - стандартное серебро и 25,9% рынка. В апреле компания обслуживала в России 49,977 млн человек против 49,351 млн в предыдущем месяце. В столице компания заняла 32%, в Петербурге - 19,6%. Общее число абонентов с учетом дочерних компаний в Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении и Грузии составило 63,368 млн против 62,710 млн человек на конец марта.
Третья компания "большой тройки", ОАО "Мегафон", снова завоевала бронзу. Сетью "Мегафона" на конец апреля пользовались 44,045 млн российских абонентов (в марте было 43,521 млн), что составило 22,8% рынка. В Москве доля "Мегафона" составила 20,7%, в Санкт-Петербурге - 32,4%. Абонентская база с учетом таджикистанской "дочки" TT- Mobile в апреле выросла до 44,265 млн с 43,736 млн человек.
В общей структуре "чистых" подключений на "ВымпелКом" пришлось 31,2%, МТС - 28,5%, "Мегафон" - 26,1%. Так что здесь лидером стал "ВымпелКом".
В десятку крупнейших российских сотовых операторов входят также предприятия шведского холдинга Tele2 с 10,775 млн абонентов, ОАО "Уралсвязьинформ" и его дочерние компании - 5,9 млн, ОАО "Сибирьтелеком" и его "дочки" - 5,072 млн, компании группы СМАРТС - 3,5 млн, ЗАО "Нижегородская сотовая связь" - 2,71 млн, ООО "Екатеринбургская сотовая связь" (торговая марка Motiv) - 1,499 млн, ОАО "Новая телефонная компания" (Владивосток) - 1,27 млн.
Сотовые операторы "большой тройки" могут праздновать промежуточную победу. Долги этих компаний не очень критичны, а потребители не отказываются от их услуг, несмотря на зачастую непопулярную политику (операторы повысили цены на ряд услуг).
Впрочем, эксперты еще в начале кризиса говорили о том, что сотовики могут не сильно тревожиться по поводу кризиса. Мол, потреплет и их, но до банкротств в этой сфере вряд ли дойдет. Эта отрасль устойчива к экономическим катаклизмам, поскольку связь и возможность телефонного общения сегодня является услугой первой необходимости. Поэтому потребители будут экономить на остальном - развлечениях, одежде и прочем прежде, чем начнут экономить на мобильной связи.