Проект электрокара "Атом" привлек 24 млрд рублей инвестиций

Москва. 26 января. INTERFAX.RU - Проект электромобиля "Атом", разрабатываемый российским АО "Кама", привлек в 2021-2023 годах инвестиции на общую сумму в 24 млрд рублей, собрав 105 тысяч предзаказов на будущий автомобиль. Об этом сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти АО "Кама" Анатолий Кияшко на сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и государственной корпорации "ВЭБ.РФ" в Татарстане.

Согласно презентации, из общей привлеченной в проект суммы инвестиций 14 млрд руб. пришлось на средства частных инвесторов, еще 10 млрд руб. – на заем Фонда развития промышленности (ФРП).

"На текущий момент 105 тысяч забронированных предзаказов (на "Атом" - ИФ) для b2c- и b2b-клиентов. В большей степени для b2b, но это показывает спрос с обоих направлений. Нас поддержали крупнейшие лидеры российского рынка – это "КАМАЗ" и "Росатом". Ведется работа и с "Лабораторией Касперского", - сообщил Кияшко в ходе своего выступления.

Комментируя ход работы над проектом, он отметил, что для "Атома" была создана собственная платформа, обеспечивающая "комфорт, вместительность и минимализм исполнения". Кроме того, для электрокара разрабатываются системы помощи для управления движением, уже создана собственная операционная система "Атом ОС". В процессе формирования находится маркетплейс Atomverse для вовлечения студентов в разработку новых продуктов.

"Команда у нас международная. Есть компетенции и в IT, и в инжиниринге. Запуск производства запланирован на 2025 год. На текущий момент к проекту присоединились более 900 человек, специалистов международного уровня. Создано 13 функциональных прототипов (электромобиля "Атом" - ИФ). Есть соглашение о первом производстве в России. В мае-июне 2023 года была проведена официальная презентация прототипа", - сказал Кияшко.

Он сообщил, что проект "Атом" вошел в реестр межправительственной комиссии Россия - Китай по инвестиционному сотрудничеству как перспективный.

"Буквально вчера был подписан протокол обеими сторонами. Мы привлекли частных инвесторов, получили заем ФРП – одну часть уже получили в прошлом году, вторую ожидаем в этом. На текущий момент у нас штаб находится в Набережных Челнах – 900 человек работают, собственные лаборатории в России и в Китае. 95% поставщиков и компонентов номинировано – мы смело идем в индустриализацию и локализацию", - заявил Кияшко.

GR-директор АО "Кама" сообщил, что в текущем году проект рассчитывает привлечь еще 31 млрд руб. В частности, от частных инвесторов – 10 млрд руб., через механизмы фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ – 15 млрд руб. и еще 6 млрд руб. – в виде гранта Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по линии поддержки особо значимых проектов (ОЗП).

"Привлечение гранта по статусу ОЗП-проекта через фонд РФРИТ, по линии фабрики проектного финансирования – в работе. Также это актуально по части инвестиций от частных инвесторов. Привлекаем на общую сумму 31 млрд рублей", - резюмировал Кияшко.

"Для привлечения финансирования, в том числе грантового по ОЗП-части, и завершения разработки "Атом ОС", которую мы делаем не только для себя, но и для других отечественных производителей электрокаров с возможностью экспансии и экспорта на международные рынки, требуется определение источника финансирования проекта. Также мы просим на уровне правительства получить разрешение, чтобы АО "Кама" как единственный исполнитель и организатор внедрения получила грант на разработку и внедрение (операционной системы - ИФ). Для этого также нужно регуляторное решение для масштабирования на других электроавтомобилях в РФ", - считает GR-директор "Камы".

В контексте развития проекта "Атом" он также отметил необходимость включения в перечень технологических операций, определенных системообразующим постановлением №719, новых передовых технологий, которые сейчас в постановлении не содержатся. "Мы просим, чтобы Минпромторг проработал наши предложения совместно с заинтересованными сторонами. Это позволит не только нам достичь планируемых целей по локализации, но и поможет всем другим автопроизводителям в отрасли", - убежден GR-директор АО "Кама".

Присутствовавший на сессии АСИ руководитель РФРИТ Александр Павлов отметил, что фонд готов поддержать проект "Атом" в рамках заявленных им потребностей. "Проект "Атом" был представлен председателю правительства (Михаилу - ИФ) Мишустину, и мы проект также смотрели с экспертами. Он соответствует той архитектуре, которую определил премьер. Мы на такие проекты можем предоставлять грантовое финансирование до 6 млрд рублей. Поэтому рассчитываем, что сейчас во "второй волне" отбора проект тоже будет представлен, и мы можем здесь оказать поддержку внутри группы компаний ВЭБ.РФ", - сказал Павлов.

АО "Кама" было зарегистрировано в августе 2021 года при участии гендиректора ПАО "КАМАЗ" Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Позже сообщалось, что в состав акционеров АО вошли "КАМАЗ" и "Росатом". Гендиректором компании является бывший менеджер блока развития перспективных проектов "КАМАЗа" Игорь Поваразднюк.

Как сообщалось, выпускать электрокары "Атом" в перспективе планируется на московском автозаводе "Москвич", технологическим партнером которого является "КАМАЗ". Исполнительный директор АО "Кама" Харальд Грюбель говорил, что в год запуска производства "Кама" сможет поставить клиентам 25-30 тыс. машин. Компания заявляла о желании поставлять машины в города-миллионники для таксопарков и каршеринга. В числе партнеров на сайте "Атома" фигурировали "Ситидрайв", BelkaCar, а также "КАМАЗ", "Росатом", "Тинькофф". О партнерстве с "Камой" сообщал "Делимобиль".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });