Правила кризиса

Нынешний кризис оказался не таким, как все его предшественники. Все идет не так, как предсказывают эксперты, опираясь на опыт прошлого. Чем же нынешняя рецессия отличается от остальных? Как изменились правила кризиса?

Правила кризиса
liquidlibrary/Russian Look

Москва. 6 августа. IFX.RU - Рост безработицы, ужесточение условий выдачи кредитов и падение цен на жилье - вот непременные спутники рецессии. Но они редко приходят все вместе, как это случилось сейчас, и еще реже длятся настолько долго. Эта триада, пожалуй, является самым необычным аспектом нынешнего спада. Но это не единственная странность нынешнего кризиса. Все происходит не так, как ожидалось от Великой депрессии. Правила игры переписываются почти каждый день, и эксперты прогнозируют много чего, заглядывая в посткризисное будущее. Когда закончится рецессия? Скоро ли? В этом году, или не ранее 2010? Будет ли восстановление V-образным, W-образным или U - образным?

Некоторые аспекты уже известны. Кризис привел к тому, что люди повернулись лицом к "зеленым инициативам", как никогда ранее - а ведь все думали, что они начнут больше заботиться о самих себе. Все ожидали роста числа разводов - их частота упала на 40%, согласно опросам American Academy of Matrimonial Lawyers. Пары, похоже, предпочитают безопасность.

Журнал Time отметил еще несколько случаев изменения правил игры в этот кризисный период.

Ставки по кредитам не падают

Кредиты недоступны для многих заемщиков, если только они не согласны на грабительские ставки. Если бы нынешний кризис был типичным, снижение ключевых процентных ставок государством привело бы к падению кредитных ставок для населения и компаний, что стимулировало бы заемщиков тратить больше и постепенно восстанавливало бы потребление, полагает журнал. Но данное простое правило не работает сейчас.

Бум продажи билетов в кинотеатры

У многих сейчас дома есть большие плазменные телевизоры. Казалось бы, это должно было заставить людей смотреть кино дома, чтобы сэкономить несколько долларов и не ходить в кинотеатр. Однако несмотря на денежные проблемы, посещаемость кинотеатров возросла за последний год. Их доходы выросли на 11%, а количество зрителей - на 9%. Возможно, потому, что кинотеатр - одно из самых дешевых и доступных развлечений.

Интимной жизни нанесен удар

Всегда считалось, что если у человека мало денег, то он останется дома и будет получать удовольствие от своего супруга/супруги. Конечно, невозможно подсчитать, сколько пар заняты друг другом вместо того, чтобы тратить деньги на светские развлечения. Однако продажи средств контрацепции в 2008 году упали, а рождаемость не только не выросла, а даже ушла в красную зону. Так что спальня, кажется, перестала быть заменой развлечений. Стресс от работы подрывает либидо граждан. Пары также могли решить, что тяжелые времена - не время для прибавления в семье.

Индустрия греха скатилась в ад

Существует мнение, что в период рецессии люди погружаются в пучину пороков - начинают пьянствовать, курить и играть в азартные игры. Но эти отрасли тоже тяжело переживают кризис. Алкогольная промышленность - самый яркий пример. Во времена спада 2001 года поступления от продажи алкоголя в казну США выросли на 1,5%, как и можно было ожидать. А в 2008 году они, наоборот, сокращаются - более чем на 5%. Так что алкоголь и казино оказались для людей слишком дорогими и ненужными в кризис.

Суп из банки. Дешево, но не популярно

Как же это может быть? В конце концов, суп - хорошая еда, и, на первый взгляд во всяком случае, это намного дешевле, чем мясо или рыба. Все ждали, что люди начнут экономить на еде и покупать более дешевые продукты. И консервированные супы в банках, казалось, лучше всего подходят.

Но продукция компании Campbell's, лидера на западном рынке по производству консервированных супов, стала подаваться в последнем квартале на 7% хуже. Продажи бульона упали на 2%. Акции Campbell's, от которых на Уолл-Стрит ждали роста, упали на 25% за последние 9 месяцев.

Эксперты уже нашли объяснение этому феномену: суп - это не так уж и дешево, если вы после него съедаете сэндвич, чтобы наесться. К тому же, в консервированных супах много химии и калорий - это не для тех, кто заботится о своей фигуре.

Экологичная продукция все еще хорошо продается

Да, как это ни странно, рынок "зеленых" продуктов растет. Да, может быть не так сильно, как до кризиса, но все же рынок прибавил 6% в этом году (по сравнению с 20% в последние годы). Люди заботятся о себе и своем здоровье - не вопреки спаду, а как раз из-за него. Исследовательская компания Packaged Facts прогнозировала сокращение рынка дорогих товаров, таких, как экологически чистая говядина, масло и овощи, выращенные без пестицидов. Однако этого не произошло. Люди хотят сделать что-то хорошее и для себя, и для планеты в целом в эти непростые времена.

Безопасного убежища для инвесторов нет

Во времена всех прошлых рецессий всегда была какая-то тихая гавань, в которой инвесторы переживали бурю. Но в нынешний финансовый шторм все эти гавани были затоплены - и кризисоустойчивые акции компаний (таких, как упомянутый выше Campbell's), и даже недвижимость. Сейчас инвесторы думают лишь о том, чтобы сохранить свое, даже не мечтая о большем. Потрясенные происходящим, они видят лишь два выхода: наличные доллары и гособлигации США. По поводу последних многие эксперты говорят, что это еще один пузырь, который рано или поздно лопнет, наделав много шума и приведя к новому кризису.

Мировая торговля отправлена в утиль

Все ожидали спада в мировой торговле на фоне кризиса. Но что мы видим? Все гораздо хуже, чем могла бы быть. Страны, которые не имеют ничего общего с американской или европейской моделью экономики, продолжают наращивать стимулируют внутреннее потребление, и им не нужны импортные товары. Всемирный банк прогнозирует, что рост мировой торговли достигнет всего 10% в этом году, при этом сокращение экспорта из США является беспрецедентным - на 40% всего за шесть месяцев. Ничего подобного не было с 1970-х годов - времен нефтяного эмбарго.

Маникюрные салоны разоряются

Индустрия красоты, как многие и ожидали, с честью пережила кризис. Например, губная помада и косметика. Но остальным товарам и услугам в этом секторе повезло не так сильно. Это - лучшее свидетельство того, что доходы населения упали очень сильно. Маникюрные салоны на грани исчезновения. Их доходы сократились на четверть. Еще более поразительно, что не было резкого увеличения продаж декоративной косметики. Кажется, женщины в эту рецессию предпочитают хорошо работать, нежели думать о красе ногтей.

Богатые тоже плачут

Широко известен стереотип о том, что в кризис бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче, у них появляется возможность покупать дорогие вещи по дешевке. Однако нынешняя рецессия перевернула с ног на голову и это устойчивое мнение большинства. Резкое снижение стоимости акций значительно прохудило кошельки толстосумов. Потребители класса "премиум" вдвое чаще говорят о том, что они пострадали от кризиса материально, чем о том, что нажились на кризисе, свидетельствуют данные Packaged Facts. Лишь двое из пяти считают, что их финансы в безопасности. Так что даже богатеи наплакались от нынешнего кризиса.

Нынешняя рецессия оказалась нетипичной и изменила правила кризиса. Нам же остается только принять их - другого выхода нет.

Новости по теме

Мировой шопинг россиян

Новости

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России35 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });