Новый "Бермудский треугольник"
Санкт-Петербург стал городом, где пропадают автомобили. То есть угоняют, конечно, везде, но именно Северная Пальмира стала рекордсменом по "конокрадам"
Москва. 5 августа. IFX.RU - Санкт-Петербург и Ленинградская область бьют все рекорды по статистике угонов новых престижных иномарок.
Согласно опросу, проведенному агентством "Интерфакс" среди участников страхового рынка, все попытки силовиков и автостраховщиков каким-либо образом переломить тенденцию пока не увенчались успехом. В "проклятом" регионе компаниям приходится иначе подходить к оценке рисков хищения автомобилей. Растут тарифы на автокаско по ряду моделей. Страховые компании пытаются вступить в диалог с правоохранительными органами и, кажется, нашли точку пересечения интересов сторон.
Город, где исчезают автомобили
Если путешественник задумал автомобильную прогулку в город на Неве, ему лучше заранее поразмыслить о возможных опасностях путешествия. В русских сказках эту угрозу описывали примерно так: "коня потеряешь". Трудно передать раздражение руководителей ведущих страховых компаний, когда им приходится подписывать очередные "платежки" в счет компенсаций за угоны автомобилей в Санкт-Петебурге и Ленинградской области.
Опасная близость границ и четко организованный преступный бизнес в пору кризиса делают автоугоны в Северо-Западном регионе особо популярными: "конокрады" в северной столице процветают. Обсуждая маршрут из Москвы в Петербург, нелишне проверить, не входит ли марка вашего автомобиля в список самых "аппетитных" целей для угонщика.
По данным директора департамента актуарных расчетов ОСАО "Ингосстрах" Николая Горбачева, на протяжении ряда лет показатель угоняемости в Санкт-Петербурге примерно вдвое превышал аналогичный показатель по Москве и втрое - по прочим регионам. По его словам, анализ договоров страхования легковых автомобилей показывает, что "частота угонов по Санкт-Петербургу на сегодня составляет порядка 0,8-1% (в среднем из 1000 застрахованных автомобилей угоняются 8-10), тогда как по Москве - порядка 0,5% (5 из 1000 застрахованных), а по прочим регионам - и того меньше, 0,3% (3 из 1000)".
"В нынешнем году отмечается увеличение роста угонов более чем на 30% по сравнению с 2008 годом", - сообщил агентству директор питерского филиала компании "ГУТА-Страхование" Виталий Манкевич, подтверждая тенденцию "повышенной угоняемости" машин в Санкт-Петербурге. По его словам, явление имеет общий характер и коснулось всего регионального страхового рынка.
"Частота угонов в Санкт-Петербурге - одна из самых высоких по России", - согласился с коллегой начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта "РОСНО" Дмитрий Кузнецов.
В абсолютном количестве угонов Санкт-Петербург и область уступает Московскому региону, свидетельствует статистика ВСК. Однако в относительном выражении убыточность в Санкт-Петербурге и области действительно выше, сказал руководитель управления противодействию страховому мошенничеству Страхового дома ВСК Александр Шаравин.
Куда, куда вы удалились
Финансовая заинтересованность в реализации запасных частей автомобилей - побудительный мотив к угонам, считает начальник управления урегулирования страховых событий по автотранспорту компании "МАКС" Давид Оганезов. Специалист отметил, что наиболее активно угнанные автомашины вывозятся за пределы РФ (в Прибалтику и Финляндию).
Еще одной причиной неуклонного роста числа угонов в Северо-Западном регионе называют обострение криминогенной ситуации вследствие экономического кризиса. Этой точки зрения придерживается "ГУТА-Страхование". На эту же мельницу "льют воду" снижение покупательной способности населения, рост цен на запасные части и комплектующие, а также сохраняющийся спрос на автомобили определенной марки и цвета в других регионах России и ближнего зарубежья. При этом, как отметил В.Манкевич, внедорожники преимущественно востребованы в странах, граничащих с юго-востоком России (в Казахстане, Узбекистане), а также на Северном Кавказе. Другая часть угнанных транспортных средств попадает под разборку на запасные части.
"Усугубляет ситуацию незаконченное строительство кольцевой автодороги, которая была бы в достаточной мере оснащена постами ДПС. Их нет, и это облегчает работу угонщика, дополняет повышенную криминальную обстановку в городе", - отметил начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта "РОСНО" Дмитрий Кузнецов.
Между тем руководитель Северо-западного дивизиона СК "Ренессанс Страхование" Павел Муретов считает, что "реальная статистика в целом по региону в части хищений транспорта в Петербурге вообще отсутствует". "В том числе это происходит из-за того, что многие случаи, проходящие по статданным милиции как "угон без цели хищения", фактически - самая настоящая кража, - полагает специалист. - Если бы их считали, картина получилась бы более удручающей". Данные по его компании показывают, что обстановка в Санкт-Петербурге и области складывается более тревожная, чем в других регионах.
"По нашим оценкам, украденные авто переправляются чаще всего на Кавказ и в Казахстан", - добавил П.Муретов.
Тюрем на всех не хватит
Угон без дурных намерений - не только бич статистики таких правонарушений. Само понятие осталось в наследие от советской правовой системы. Статья Уголовного кодекса РФ о наказании за угон автомобиля не менялась с советских времен. Ушла эпоха соцсобственности, и на фоне эры первичного и вторичного накопления капитала прежний аргумент "взял "авто", чтобы покатать девушку" звучит уже абсолютно цинично. Исполнителями этого скетча сегодня выступают оснащенные последними инженерными достижениями организованные преступные группировки. А линия защиты все та же, советская: "докажите, что я хотел украсть". С квартирными ворами такие игры не проходят, их за случайных гостей не принимают, доказывать злые намерения после присвоения чужих вещей никому не приходит в голову. А автоугонщики чаще всего отделываются небольшим условным сроком наказания.
Впрочем, "физически" угоны машин часто преступникам и не нужны. Так, заместитель генерального директора "Ингостраха" Игорь Ямов недавно рассказал журналистам о хищении дорогих машин "асами" угонов: они научились разбирать на запчасти и упаковывать в полиэтиленовые пакеты автомобили прямо в охраняемых гаражах. Так что эти машины не угоняют, а вывозят как конструктор в фургоне с территории надежно защищенного гаража.
Инициатива специалистов и страховщиков, выступавших год назад за ужесточение нормы уголовного права за кражу автомобиля, провалилась. Мотив законодателей поразил даже бывалых: дескать, после ужесточения этой нормы в России не хватит тюрем для нарушителей.
Помоги себе сам
Эксперты не устают предупреждать автовладельцев о вреде беспечности. "Никогда не оставляйте документы на автомобиль в салоне; всегда забирайте с собой все ключи, брелоки, метки от средств защиты. Не оставляйте свой автомобиль, не активировав средства его защиты или не установив механические средства защиты, даже если вы вышли в магазин на пять минут", - говорит начальник отдела андеррайтинга по автострахованию СК "МАКС" Раджив Саха российским водителям. Он также делится некоторыми практическими советами.
Лень или самонадеянность в этой ситуации могут обернуться "потерей многих часов на дознание, на поездки общественным транспортом, от вас потребуют полного пересмотра всех личных и деловых встреч в ходе разбирательства", предупреждает Р.Саха.
Впрочем, в борьбе с угонами страховщикам также в основном приходится надеяться на свою бдительность. Они ведут постоянный мониторинг убыточности, чаще корректируют тарифы на основе статистики угонов.
Противоугонные системы, в том числе спутниковые, и повышенные требованиями к хранению высокоугоняемых моделей дисциплинируют страхователя и мотивируют не оставлять автомобиль в ненадежных местах.
За угоны доплачивают добросовестные страхователи
Нет ничего удивительного в том, что частота угонов и выплат приводит к росту страховых тарифов. Обидно только, что за бизнес угонщиков расплачиваются добросовестные страхователи. В результате тарифы ползут вверх.
"Тарифы по популярным у угонщиков автомобилям повышенные: по риску "угон" составляют, как правило, от 3% до 4,5% в тарифной ставке автокаско в зависимости от выбранного клиентом набора услуг", - пояснил П.Муретов.
Например, Toyota Camry 2009 года выпуска в Москве может быть принята на страхование только со штатными противоугонными устройствами (ПУУ). В Петербурге эта модель в обязательном порядке должна быть оборудована спутниковой противоугонной системой или определенным набором спецсредств.
Так что будьте бдительны, господа автолюбители.