В ЦБ заявили, что ставка в 8,5% привела бы к "хорошо трехзначному" обменному курсу
Москва. 20 сентября. INTERFAX.RU - Сохранение ключевой ставки на уровне 8,5% могло бы привести к ослаблению курса рубля до "хорошо трехзначной" цифры, заявил зампред Банка России Алексей Заботкин в Госдуме.
"С точки зрения того, насколько влияет ставка на курс. Очень сложно рассуждать в терминах "если бы да кабы", но я думаю, и коллеги с экономическим образованием подтвердят, что если бы ставка осталась 8,5%, то мы бы сейчас смотрели на другой уровень обменного курса, который был бы, скорее всего, хорошо трехзначным (то есть рубль был бы заметно слабее отметки 100 рублей/$1 - ИФ). И в этом смысле ставка повлияла", -сказал он.
"Опять же с точки зрения динамики обменного курса, в последние недели он в принципе колеблется в достаточно узком диапазоне. Опять же это не означает, что заведомо можно сказать, в какую сторону он двинется дальше. Важный посыл: очень хотелось бы, чтобы и бизнес, и граждане четко для себя осознавали, что не может быть ситуации, при которой курс слабый, а инфляция низкая. Поэтому если мы таргетируем низкую инфляцию, то курс будет себя вести соответствующим образом как следствие этой стратегии. Могут быть разовые и значительные подстройки из-за того, что у нас объемы экспорта газа упали, из-за того, что нам потолки цен ввели, какие-то перебои с прохождением платежей и так далее. Могут быть разовые скачки, но то, что мы хотим избежать, это чтобы не было самоподдерживающегося ослабления рубля", - добавил Заботкин.
Он привел в пример Турцию. "Траектория турецкой лиры за последние три года показывает, что происходит в экономике где процентная ставка не соответствует инфляционным ожиданиям", - указал Заботкин.
Банк России приступил к повышению ключевой ставки в июле, тогда она была увеличена на 100 базисных пунктов (б.п.) - до 8,5% годовых. Июльское повышение стало первым после шести подряд решений о неизменности ставки (она с сентября 2022 года находилась на уровне 7,5%). ЦБ 15 августа на внеочередном заседании совета директоров повысил ключевую ставку сразу на 350 б.п. - до 12%. Затем, спустя месяц, 15 сентября Банк России повысил ставку еще на 100 б.п. - до 13,0%.
"Мы в апреле уже начали говорить о том, что мы видим, что восстановительный период роста завершается, и нам, скорее всего, придется переходить к некоторому ужесточению денежно-кредитной политики на ближайших заседаниях. В итоге первое повышение ставки, значимое повышение на процентный пункт, и тогда нам все говорили, что это очень много, мы удивили рынок - на самом деле ожидали от силы полпроцента аналитики, оно произошло в июле", - напомнил зампред ЦБ.
"В августе мы поняли, что этого повышения и нашей коммуникации о том, что мы и дальше будем ее (ставку - ИФ) повышать, недостаточно для того, чтобы затормозить тот маховик, который раскрутился", - отметил Заботкин.
Депутаты подняли давний вопрос доверия к проводимой денежно-кредитной политике, ее предсказуемости. Они поинтересовались, почему ЦБ приступил к повышению ставки только в июле, не предпринимал никаких других мер, хотя ослабление рубля началось еще весной.
"Наверно, ответ на ваш вопрос, да, если бы мы начали повышение (ставки - ИФ) раньше, то в итоге траектория ставки была бы более плавной, но все равно ее пришлось бы значимо повысить с учетом того, что мы наблюдаем", - ответил зампред ЦБ.
Он заявил, что регулятор учтет этот опыт, как и опыт 2021 года, когда инфляция сильно разогналась во втором полугодии. "Мы сделаем выводы и будем учитывать при будущем проведении политики с точки зрения скорости реакции на те тенденции, которые складываются в экономике", - заявил Заботкин.
"Денежно-кредитная политика, я бы даже так сказал, деньги являются важной частью института доверия общества. Мы верим деньгам, просто потому что мы верим, что государство не обманет нас в плане их стоимости. Обывателю это очень очевидно, что деньги - это единственная субстанция в экономике, которую можно произвести в произвольном количестве. Поэтому случается инфляция и гиперинфляция, потому что увеличить количество денег ничего не стоит", - отметил зампред ЦБ, подчеркнув важность доверия к проводимой политике.