Аэрофлот обслужит на "3+"
В "Аэрофлоте", где в апреле этого года сменился генеральный директор, кипит работа по улучшению финансового положения, снижению издержек, повышению качества обслуживания пассажиров. Тем временем, 40% рейсов авиакомпании являются убыточными, и 40% персонала грозят увольнения
Москва. 27 июля. IFX.RU - Нынешний уровень обслуживания пассажиров при полетах самолетами "Аэрофлота" оценивается на "твердую тройку с плюсом". Уже в ближайшее время качество обслуживания будет улучшаться, начиная от отношения бортпроводников к пассажирам и разнообразия меню и заканчивая системой бронирования билетов. Между тем, 40% направлений полетов авиакомпании являются убыточными, а 6 тыс. человек из 15 тыс. персонала ждут сокращения, говорит новый гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.
В.Савельев, занимавший ранее пост вице-президента АФК "Система", возглавил "Аэрофлот" в апреле этого года, сменив в этой должности Валерия Окулова, зятя первого президента России Бориса Ельцина. На годовом собрании акционеров компании в июне В.Савельев раскритиковал работу бывшего менеджмента, заявив, что вот уже несколько лет крупнейший российский перевозчик работает себе в убыток (если не учитывать платежи западных авиакомпаний за транссибирские пролеты). Основным акционером ОАО "Аэрофлот" является государство (51,17%).
Летайте самолетами…
Несмотря на трудности, которые испытывает авиакомпания, уровень оказываемых ею услуг оценивается довольно высоко. "На самом деле сервис, который предоставляет "Аэрофлот", один из лучших в Европе", - утверждает глава компании в интервью, опубликованном в газете "Ведомости". Он добавил, что на нескольких рейсах "Аэрофлота" побывал представитель "Сингапурских авиалиний" - авиакомпании, которая считается лучшей в мире по качеству обслуживания. "Его оценка такая: в целом мы обслуживаем на твердую тройку с плюсом. Есть ряд недостатков, но они легко устранимы", - считает В.Савельев.
В частности, с 1 июля было обновлено меню на борту. "Дегустаторами новых блюд выступали я и все члены правления. Многое забраковали. Из того, что очень нравится на борту, - это мороженое. Попробуйте! Мороженое с арахисом - это бесподобная штука. Дети в восторге, женщины в восторге", - говорит топ-менеджер "Аэрофлота".
Не остался без внимания и бортперсонал. По словам В.Савельева, он сам и его заместители пользуются при перелетах услугами "Аэрофлота". "Весь сервис я должен испытывать на себе", - говорит он. Кроме того, привлекаются и так называемые "скрытые пассажиры". "Мы очень много уволили бортпроводников за грубое отношение к пассажирам", - отметил В.Савельев.
Также, по его словам, при содействии председателя правления Сбербанка Германа Грефа была организована стажировка 14 бортпроводников "Аэрофлота" в "Сингапурских авиалиниях". "У него (Г.Грефа) хорошие личные связи в Сингапуре, я попросил, и он помог", - сказал В.Савельев, отметив, что планируется улучшить и гардероб бортпроводников. "Психологи утверждают, что цвет их формы вызывает отторжение", - пояснил он.
Кроме того, сообщил В.Савельев, "Аэрофлот" может в ближайшие месяцы отказаться от действующей системы бронирования билетов "Сейбр" из-за частых сбоев в ее работе. "Мы взяли перерыв на два месяца: если не будут устранены замечания, то откажемся от их услуг и объявим конкурс на нового поставщика услуг", - сказал он. "Радует, что нам удалось добиться неустойки за плохое качество работы - $80 тыс. Мы также выдвинули условие, что за сбой по техническим причинам свыше трех часов "Сейбр" платит. Компания нам компенсирует неудобства, а мы, в свою очередь, пассажирам", - добавил гендиректор "Аэрофлота". Он отметил также, что с октября "Аэрофлот" запустит новый сайт в Интернете.
Убыточные рейсы, снижение издержек и персонала, но не тарифов
Пришедший в "Аэрофлот" в качестве антикризисного менеджера, В.Савельев сообщил, что 40% направлений полетов авиакомпании являются убыточными, и самым убыточным рейсом является направление "Москва-Лос-Анджелес", который в год дает убыток $14-21 млн.
С другой стороны, компания не будет снижать тарифы для повышения загрузки рейсов. "Что касается тарифов, мы смотрим на вещи реально. Если есть спрос и хорошая загрузка, то зачем устраивать демпинг? Нам же тоже надо доходность поднимать. По ряду направлений мы снижаем цены, если видим, что можем заработать за счет загрузки. Например, Бангкок стал дешевле всего на $20, а загрузка тут же превысила 80%", - сказал В.Савельев. При этом он считает, что для "Аэрофлота" наиболее перспективными являются авиаперевозки по России, СНГ, в Европу.
По словам В.Савельева, после его перехода в "Аэрофлот" ключевой задачей было снижение издержек. Затраты авиакомпании в 2008 году составили $2,81 млрд, а на 2009 год планировались в размере $3,37 млрд. Однако с приходом нового гендиректора был утвержден новый бюджет в $2,58 млрд. "Мы отказались от многих ненужных покупок и услуг", - пояснил В.Савельев. По его словам, в компании личными служебными машинами с водителями пользовались даже начальники отделов. "Я искоренил такую практику. Из эксплуатации выведено 158 автомобилей, что дало сокращение в 157 млн рублей", - сказал он. С другой стороны, было принято решение отказаться от планируемого старым руководством ребрэндинга компании. "Считаю это неправильным. Мне нравится птичка с серпом и молотом - не надо от этого знака уходить, достойная раскраска самолетов", - говорит В.Савельев.
Вместе с тем, он не рассматривает в качестве источника сокращения издержек снижение уровня зарплат. "В "Аэрофлоте" зарплата ниже рынка", - считает В.Савельев. По его словам, он сам "материально сильно потерял" при переходе" в "Аэрофлот" из "Системы".
Между тем, еще одним ресурсом для снижения издержек служит сокращение численности персонала авиакомпании с нынешних 15 тыс. до 9 тыс. человек за 2-3 года. В.Савельев пояснил, что, с учетом опыта мировых авиаперевозчиков - Lufthansa, Air France, British Airways - на 1 млн пассажиров должна приходиться 1 тыс. сотрудников. "В 2008 году "Аэрофлот" перевез 9,2 млн пассажиров. Выходит, в компании должно работать чуть более 9 тыс. человек", - говорит гендиректор. Вместе с тем, он подчеркнул, что "если бизнес начнет расти, мы оставляем за собой право остановить процесс".
/IFX.RU/