Автопром: скоро будет счастье

Российскому автопрому и рынку не удастся объехать кризис без потерь. Продажи и производство в этому году упадут почти в 2 раза. Драйвером для будущего восстановления отрасли послужат меры правительства. От комплекса реанимационных мероприятий можно ожидать и роста доли исконно отечественных марок авто в общем объеме производства и продаж

Автопром: скоро будет счастье
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 21 июля. IFX.RU - Российский авторынок понес одни из самых существенных потерь. Никто уже и не говорит о том, что он самый перспективный, теперь все больше мечтают о будущем. Производство легковых автомобилей потихоньку оживает и выйдет на докризисный уровень не ранее 2011 года. Продажи, стимулируемые различными мерами, в том числе и льготным кредитованием, отзовутся ростом, если не в июле, то с окончанием периода отпусков обязательно.

Покупать будут слабо

PricewaterhouseCoopers прогнозирует падение продаж легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 года от 50% до 60%, сообщил на пресс-конференции в Москве партнер компании Стенли Рут. По его словам, в базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50%, до 1,6 млн штук, при пессимистическом сценарии падение достигнет 60% при объеме рынка 1,3 млн штук. Знает эксперт почему так сильно упали. "Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля", - отметил он.

"Мы не ожидаем резкого изменения динамики рынка во второй половине 2009 года, в первую очередь, в связи с ухудшающееся макроэкономической ситуацией и исчерпанием запасов автомобилей 2008 года выпуска. Также многое будет зависеть от мер, принимаемых правительством, и ситуации на рынке автокредитования", - сказал он.

Продажи легковушек в России за шесть месяцев этого года упали на 49% по сравнению с прошлым годом. Было продано всего 763,926 тыс. автомобилей по сравнению с 1,49 млн авто за первое полугодие 2008 года. В июне было продано машин на 56% меньше (всего 118,579 тыс. шт.) по сравнению с июнем прошлого года. Напомним, падение за март составило 47%, за апрель - 53%, за май - 58%. Столь слабо замедление темпов падения в июне позволило некоторым экспертам утверждать, что рынок нащупал свое дно. "В июне рынок достиг своего дна", - уверен аналитик инвестиционной компании "Открытие" Кирилл Таченников.

В целом же до сентября, который знаменует конец периода отпусков и оживление рынка, роста продаж ждать нет стоит. "До сентября оживления заметно не будет - это видно и по производственным планам предприятий, часть которых уйдет на летние каникулы в августе и июле", - полагал аналитик "Тройки Диалог" Михаил Ганелин.

А там можно будет подсчитывать и эффект от предпринимаемых правительственных мер по спасению автопрома в виде льготного кредитования. В PricewaterhouseCoopers не совсем согласны с российскими оценками ситуации и не исключают, что рост продаж может начаться уже в июле, а в декабре сможет достичь 150 тыс. штук. Однако имеется у компании и пессимистический прогноз, согласно которому продажи машин в декабре немногим превысят 100 тысяч.

Правительство давно пытается оживить автопром. Недавно был расширен модельный ряд автомобилей, при приобретении которых гражданам будут компенсировать часть процентной ставки по кредитам. Ценовой диапазон расширен с 350 тысяч до 600 тысяч рублей, а список "льготных" моделей авто увеличился с 29 до 50 позиций с возможностью существенного расширения за счет модификаций российских автомобилей.

Вот только сами кредиты все еще малодоступны. С апреля и по 9 июля граждане подали в банки 31 тыс. 961 заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых было выдано 17 тыс. 519 автокредитов. То есть удовлетворено чуть более половины заявок.

О том, что автокредитование притормозило, говорил и С.Рут. По его данным, в первом полугодии 2009 года чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит, при том что в первой половине 2008 года - более 50%. В денежном выражении в первом полугодии 2009 года было продано 17% автомобилей (от всех проданных автомобилей за этот период ) против 35% в первой половине 2008 года.

Согласно данным PWC, за полгода выдано около 16 тыс. льготных автокредитов на покупку автомобилей, что составляет около 10% от всех выданных кредитов. Число заявок на получение подобного рода кредитов примерно в два раза больше. Таким образом, около 2% автомобилей, реализованных в первом полугодии 2009 года, были проданы с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту. "Четыре из пяти таких кредитов выдаются на покупку продукции "АвтоВАЗа", - подчеркнул директор по автомобильной отрасли PWC Андрей Комаров.

В заключение партнер PWC сказал, что в краткосрочной перспективе динамика российского рынка продаж новых легковых автомобилей во многом будет определяться теми мерами, которые станет внедрять государство. Никто и не спорит. Пока еще далеко не кончились деньги, выделенные из бюджета на льготное кредитование (2 млрд руб.) и прочие преференции автопрому.

Прогнозы запускают производство

Производство автомобилей в отсутствии спроса падает не менее впечатляющими темпами. Не стал исключением и июнь. По данным государственной статистики, в июне производство легковых автомобилей упало на 52,9% к июню 2008 года. В первом летнем месяце было произведено всего 58,8 тыс. штук легковушек. Итоги прошедшего полугодия оказались хуже на 60%, чем объемы производства годом ранее.

Однако по сравнению с маем июньский рост производства составил 24%. Может быть, это и есть тот самый разворотный момент, от которого начнется восстановление утраченных объемов.

По словам директора по автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Андрея Комарова, производство легковых автомобилей в России во втором квартале 2009 года составило 164 тыс. штук против 123 тыс. штук в первом квартале того же года, что дает надежду на дальнейший рост производства.

При этом он отметил, что объем производства традиционных российских брендов снизился на 65%, а зарубежных - на 53%.

Заведется наш автопром в следующем году. По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, в 2010 году производство автомобилей в России вырастет до 1 млн штук с 700 тыс. штук в 2009 году (в 2008 году - 1 млн 470 тыс. шт.), сообщил Андрей Комаров.

По его словам, согласно оптимистическому сценарию компании, объемы внутреннего производства легковых автомобилей в России могут выйти на докризисный уровень к 2011 году, а именно к 1,5 млн штук. В 2012 году выпуск легковых автомобилей составит порядка 1 млн 800 тыс., в 2013 - превысит 2 млн штук.

Протекционизм в помощь

Поможет возродиться автопрому и протекционизм властей, причем лидерами станут исконно российские марки. Как отметил директор по автомобильной отрасли в PWC, в течение последних семи лет, несмотря на приход в Россию значительного количества иностранных автопроизводителей, доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж снижалась как в денежном, так и в количественном выражениях. Однако, по его словам, повышение таможенных ставок, девальвация рубля, льготное автокредитование на покупку автомобилей российского производства, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов для предприятий, имеющих местную сборку, существенным образом увеличили долю автомобилей, собранных в России в текущем году (в 2008 году доля машин, произведенных в России, составляла 40% от всего объема продаж).

Доля автомобилей российского производства в общем объеме продаж составила в первом полугодии 2009 года 52% в количественном выражении, 35% - в денежном.

Новости по теме

Греф приговорил "АвтоВАЗ"

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });