Набиуллина призвала не строить теорий заговора о слабом рубле в интересах бюджета
ЦБ учтет динамику курса российской валюты в решении по ДКП, заявила глава регулятора
Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Самым значимым фактором для плавающего курса рубля является внешняя торговля, текущая его динамика несет проинфляционные риски, и Банк России учтет это при принятии решения по ключевой ставке, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина; она также назвала теорией заговора предположения о специальном ослаблении курса в интересах бюджета.
"В наших решениях по денежно-кредитной политике мы, конечно, учитываем динамику курса, как он может складываться. Учитываем эти риски. Сейчас динамика курса несет проинфляционные риски, и мы будет это учитывать при принятии решения по ключевой ставке. Но и еще одно важное замечание - сама по себе низкая предсказуемая инфляция уменьшает колебания курса. Это показывает международный опыт. То есть чем более предсказуемая, более низкая инфляция, тем меньше колебания валютного курса", - сказала она, выступая на Финансовом конгрессе Банка России.
При этом Набиуллина подчеркнула, что в основном на динамику курса оказывает влияние внешняя торговля, отметив, что предположения о специальном ослаблении курса в интересах бюджета не более, чем "теория заговора".
"Мы видим, что, когда у нас курс ослабляется, начинаются разные теории заговора, что чуть ли не специальное ослабление, чтобы увеличить доходы бюджета, или какие-то другие теории. Но надо смотреть, прежде всего, на динамику внешней торговли. Она во многом определяет движение курса", - сказала председатель. В качестве примера она привела масштабное укрепление курса в 2022 году. "Многие воспринимали это как победу над обстоятельствами, но надо честно признать, что это было следствием, прежде всего, резкого роста экспорта и снижения импорта тогда", - отметила Набиуллина.
По ее словам, текущая динамика курса также "во многом объясняется внешней торговлей". "Если сравнить (...) положительный текущий счет в первом квартале, то по сравнению с пиком прошлого года он упал в пять раз, поэтому плавающий курс под влиянием внешней торговли меняется. У нас есть инструменты для сглаживания краткосрочных колебаний, наши свопы. Но плавающий курс, на наш взгляд, это благо, которое позволяет эти внешние изменения, шоки легче абсорбировать экономике", - пояснила глава ЦБ.
Также она отметила, что, хотя внешняя торговля является самым значимым фактором для динамики курса, на него также оказывает влияние "рост бюджетных расходов, которые увеличивают спрос в экономике и тем самым спрос на импорт". Также краткосрочные колебания происходят под влиянием геополитики.
"Тем не менее, мы считаем, что плавающий курс, действительно, может быть волатильным в условиях шоков, но важно, чтобы он не отрывался от фундаментальных основ, как влияет экспорт и импорт. Попытки искусственно поддерживать этот курс заканчиваются, и мы на своей истории это знаем, периодами глубокой девальвации, когда это происходит не постепенно, и бизнес встречается вот с такими шоковыми изменениями", - сказала Набиуллина.
Комментарий первого зампреда ЦБ Юдаевой
Позже первый зампред ЦБ Ксения Юдаева отметила, что возвращение к полноценному бюджетному правилу и, как следствие, более сбалансированному бюджету снизит влияние этого фактора на курс.
"Если у вас бюджет из большого или небольшого профицита перешел в большой дефицит, это повышенный спрос в экономике, это больший импорт. Потоки капитала - не потоки капитала, больший импорт - это спрос на валюту. И у нас это пока еще таким образом работает. Это один из факторов, который вам сокращает текущий счет. В макроэкономике обычно говорим, что работает правило двойных дефицитов, то есть если у вас бюджет в дефиците, то, соответственно, у вас должен быть и дефицит текущего счета, то есть вы финансируете за счет заимствований эту разницу. У нас это сработало в другую сторону: у нас вырос за счет этого импорт и снизился текущий счет. Здесь, по-моему, все естественно", - сказала она.
"Бюджетное правило, не бюджетное правило, это должно так работать. У нас нет же бесконечных ресурсов для того, чтобы бесконечно бюджетный дефицит балансировать. Мне кажется, у нас проблема в том, что нам надо возвращаться к бюджетному правилу с точки зрения более сбалансированного бюджета. Это нам сократит влияние бюджета на курс. С этим я бы согласилась", - отметила Юдаева.