Банки Англии: косметический ремонт
Кризис выявил слабые точки мировой банковской системы. Нашлись они и у британских банков, а значит, не избежать реформ. Но кардинальных структурных изменений пока не произойдет. Минфин предложил ограничиться докапитализацией банков, ограничением бонусов и не решился дать много полномочий Банку Англии
Лондон. 9 июля. IFX.RU - Великобритания решила заняться реформированием своей банковской системы. Но предложения Минфина больше похожи на косметический ремонт, чем на перепланировку "банковской квартиры". Глава британского финансового ведомства Алистер Дарлинг так и не решился расширить полномочия Банка Англии, ограничившись общемировой практикой докапитализации банков в качестве страховки от будущих кризисов и увязав "премиальные" для банкиров с итогам деятельности банков. Предложенный план вызвал бурю отрицательных эмоций в рядах сторонников более решительных мер реформирования системы.
Без резких движений
Правительство Великобритании собирается ужесточить требования к банковскому капиталу и регулирование выплат сотрудникам и топ-менеджерам банков, однако основы британского законодательства о банковской деятельности, по-видимому, останутся неизменными, пишет газета The Wall Street Journal.
Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг в среду обнародовал проект банковской реформы, которого уже давно ждали и представители финсектора, и аналитики.
"План Дарлинга" должен был усовершенствовать регулирование финсектора исходя из опыта мирового финансового кризиса. Однако наиболее примечательным, по мнению экспертов, является тот факт, что многие изменения отложены в нем на потом.
А.Дарлинг предложил повысить требования к капиталу "системообразующих фирм" и поручить контроль за их соблюдением Управлению по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Services Authority, FSA).
Новые правила означают увеличение расходов для банков, которым придется наращивать резервы по сомнительным и безнадежным долгам и увеличивать объем ликвидных активов для покрытия повседневных расходов.
Британская пресса в ожидании оглашения "плана Дарлинга" не исключала, что министр объявит, что такие банки, как HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays и Lloyds Banking Group, должны поднять достаточность капитала выше средних требований по отрасли. Более высокий уровень достаточности капитала - та цена, которую им приходится платить за возможность рассчитывать на господдержку.
Стоит отметить, что раньше в А.Дарлинге было больше экспрессии. Ранее глава Минфина Великобритании рассматривал возможность разделить банки страны на инвестиционные, деятельность которых связана с высокими рисками, и более традиционные коммерческие, как это было сделано в США в 1933 году. Но потом передумал. Подобная система была признана слишком упрощенной и не позволяющей эффективно управлять рисками.
Также предполагалось, что помимо увеличения достаточности капитала, банкам будет предложено вносить определенные суммы в программу страхования финсектора, когда экономика начнет восстанавливаться. Затем эти средства будут пущены на поддержку проблемных финкомпаний на случай кризиса. Сохранились ли эти предложения в нынешних предложениях главы Минфина, непонятно.
Отложенные бонусы
Вознаграждение банковских служащих будет зависеть от долгосрочных результатов деятельности их банков. Например, предлагается ввести так называемые отсроченные бонусы, которые будут выплачиваться только тогда, когда будут ясны последствия принимаемых банкирами решений. В то же время британцы, обвиняющие банки в финансовом кризисе и желающие наказать их, были разочарованы тем, что проект реформы не устанавливает "потолка" для таких выплат.
Раньше А.Дарлинг был более конкретен. После сигналов со стороны населения Минфин распорядился провести расследование по делу о премиальных руководителям банков. Никто из банкиров, допустивших огромные потери, не должен получить денежных поощрений, заявлял министр финансов, на встрече с ведущими банкирами страны. Но это было зимой.
Теперь для защиты потребителей А.Дарлинг рекомендует ввести независимую службу финансового консультирования и обязать банки давать более ясную оценку рисков по ценным бумагам.
Слабый трехчлен
Однако проект не содержит долгожданных структурных изменений регулирующей системы, отмечает издание. Как и раньше, регулирование финсектора будет осуществляться тремя органами: министерством финансов, Банком Англии и FSA. Основная роль при этом отводится FSA, и многие экономисты называют неправильной и уязвимой систему, в которой настолько слабо задействован центробанк.
По мнению А.Дарлинга, его проект обеспечивает баланс между сохранением конкурентоспособности британского финсектора на мировом уровне и защитой страны от возможных финансовых кризисов.
Как отмечает Financial Times, предложения А.Дарлинга "не впечатлили Сити и подверглись жесткой критике со стороны Консервативной партии". Консерваторы пообещали ликвидировать "трехчленную систему", если им удастся победить на следующих британских выборах, до которых осталось меньше года.
По мнению аналитиков, А.Дарлинг также окончательно испортил отношения с Банком Англии, поскольку оставил большинство вопросов в ведении FSA вместо того, чтобы передать их ЦБ.
Но у Банка Англии пока никто не отнимал возможности другими способами подлатать систему страны. В частности, торговая палата Великобритании считает, что Банк Англии должен обратиться к правительству страны за разрешением на расширение программы покупки активов, поскольку восстановление экономики после рецессии пока не гарантировано. По мнению руководства палаты, ЦБ должен увеличить программу выкупа до 150 млрд фунтов, являющихся потолком, определенным министром финансов страны Алистером Дарлингом, и просить разрешение правительства на еще большее ее расширение.
"Худший период рецессии уже позади, но восстановление экономики не гарантировано, - отмечает главный экономический советник британской торговой палаты Дэвид Керн. - Проводимые меры пока не были эффективными и почти не вызвали изменений. Банк Англии должен увеличивать программу выкупа активов до свыше 150 млрд фунтов". По мнению Д.Керна, ее объем должен достичь 200 млрд фунтов.
/IFX.RU/