Потребители - экономике: верю - не верю

Россияне начали обживать кризисный ландшафт. Попривыкнув к действительности, мы стали чуть уверенней смотреть в ближайшее будущее, но все еще настороженно смотрим в будущее. Число пессимистов по-прежнему более чем в 2 раза превышает осторожных оптимистов, причем на ухудшение ситуации в экономике указали 80% респондентов

Потребители - экономике: верю - не верю
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 7 июля. IFX.RU - Российский потребитель начинает постепенно приходить в чувство после нанесенного кризисом удара. Уровень потребительской уверенности населения, загнанный кризисом на глубины десятилетней давности, осторожно оттолкнулся от дна, следует из результатов обследований, проведенных Росстатом. Но, как бы чего не случилось, опасаются россияне, не слишком доверяя экономике.

Задавим кризис индексами

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2009 года по сравнению с I кварталом поднялся на 3 процентных пункта и составил минус 32%. Причем эта уверенность растет во всех возрастных группах населения.

Положительные сдвиги в значении индекса связаны с тем, что увеличилось количество тех, кто ожидает улучшение в экономике страны и улучшение своего материального положения через год, отмечает Росстат.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во втором квартале составил минус 15%, что выше уровня предыдущего периода на 12 процентных пунктов. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 17% опрошенных против 13% в I квартале 2009 года. Почти половина опрошенного населения связывает свои ожидания с эффективностью правительственных программ. Негативных изменений в экономике ожидают 36% респондентов (в I квартале - 48%).

При этом в экономике никаких особых изменений замечено не было. Индекс, замеряющий их, остался на отметке в минус 53% и практически соответствует данным за I квартал (минус 55%).

В общем же можно отметить, что всего полгода понадобилось россиянам, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть жить в кризисном ландшафте.

Из истории "привыкания"

Пока кризис гулял по мировым просторам, россиян это не очень волновало. В третьем квартале прошлого года мы еще не успели в полной мере осознать его масштаб и влияние на отечественную экономику и уверенно повышали свою потребительскую уверенность. Соответствующий индекс рос, подстегиваемый положительными изменениями, наблюдаемыми по всем его компонентам, отмечал Росстат.

Следуя заверениям властей, де кризис нас если и затронет, то по касательной, возымели свое действие. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу был наиболее высоким среди всех составляющих индекса потребительской уверенности (+8%). Тогда, в прекрасные докризисные времена, положительных изменений в экономике ожидали более 27% опрошенных, а доля тех, кто считал, что в ближайшее время экономическая ситуация не изменится, составляла 35% (против 25% и 38% в III квартале 2007 года соответственно). Негативных изменений в экономике ожидали всего 14% респондентов. Это и были самые прозорливые.

Всю сложность ситуации россияне в массовом порядке осознали чуть позднее. Потребительская уверенность в IV квартале снизилась до уровня 2000 г. Индекс упал до отметки минус 20%.

"Снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения", - сухо констатировал Росстат. При этом индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу тогда ушел в глубокий минус (упал до -19%).

Число оптимистов резко устремилось к отрицательным значениям. Негативных изменений в экономике ожидали уже более 35% респондентов, а на возможные положительные изменения рассчитывали примерно 15%.

Кризис не успокоился на достигнутом и набирал силу, а вместе с ним падало настроение населения. Росстату только осталось констатировать, что за I квартал 2009 года потребительская уверенность упала до минимума за почти 10 лет.

Индекс потребительской уверенности упал до "-35%". Эти показания соответствуют уровням десятилетней давности - IV кварталу 1999 года. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил -27%. Это стало разворотной точкой в настроениях россиян.

Убытки "карманных" бюджетов

Теперь индексы в официальной статистике растут, а россияне подсчитывают дыры в своих бюджетах и мечтают о светлом будущем.

Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, превысила 80% от числа опрошенных (в I квартале 2009 года - 83%). Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 15%, что на 11 процентных пунктов выше уровня I квартала.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующего года, составляет, как и в I квартале, около 8%. Вместе с тем, ухудшение своего материального положения прогнозирует меньшее число респондентов (29% против 42% в I квартале). Более 47% от числа опрошенных считают, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев не изменится.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении составил минус 32% против минус 25% в I квартале. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, достигло 58%, доля положительных оценок сократилась до 9% (в I квартале - 51% и 13% соответственно). По мнению респондентов, на ухудшение ситуации повлияло в основном уменьшение размеров их заработка и других доходов (на это указали 73% ответивших отрицательно).

Из одной стопки в другую

Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил минус 45%, для сбережений - минус 60%. По сравнению с I кварталом изменений в значении этих индексов не произошло.

При этом довольно существенно изменилась структура предпочтений респондентов по целям создаваемых сбережений. Так, доля тех, кто делает сбережения на благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых, торжества, которая рухнула с 39,5% в первом квартале 2008 года до 15,1% в первом квартале 2009 года, немного выросла - до 17,4%. На помощь родным и близким откладывают средства 1,9% опрошенных, что практически совпадает с первым кварталом (год назад - 7,8%). Доля респондентов, откладывающих деньги на старость или "черный день", почти не изменилась и составила 13,2%, зато на лечение стали сберегать средства 29,1% опрошенных против 10,9% год назад, на покупку недвижимости - 23,4% против 16%.

Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом зафиксировано во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет - на 4 процентных пункта, лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов - на 2 и 3 процентных пункта соответственно.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России повысился у молодежи на 15 процентных пунктов, у лиц среднего возраста - на 10 п.п. и лиц старшего возраста - на 12 п.п. Индекс произошедших изменений в экономике у молодежи, лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе составил минус 50%, минус 55% и минус 53% соответственно.

Новости по теме

Новости

Хроники событий
Нападение на Crocus City HallНападение на Crocus City Hall327 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии128 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России37 материалов
Нападения в школах и вузахНападения в школах и вузах245 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });