Ресторан не по карману
Рестораторы со слезами на глазах подсчитывают заработки. С начала года выручка общепита сократилась уже на 8,2%, темпы падения растут. Теперь владельцы кафе с грустью вспоминают очереди по выходным
Москва. 2 июля. IFX.RU - Кризисная экономия россиян сказывается на ресторанном бизнесе. Владельцы предприятий общественного питания продолжают следить за выручкой, которая тает на глазах, и обливаться слезами. За первый квартал этого года доход ресторанов и кафе снизился на 7,2%, и с тех пор темпы падения только увеличивались. По данным Росстата, только за май выручка сократилась на 11,2% по сравнению с маем 2008 года, до 57,6 млрд рублей. Всего с начала года рестораторы заработали на 8,2% меньше, чем год назад.
Прошли те прекрасные времена, когда владельцы кафе не успевали подсчитывать деньги. Весь предыдущий год российский рынок общественного питания сохранял темпы роста выручки на уровне 10-15%, лишь к декабрю прирост оборота замедлился до 5%. В 2008 году, за счет ударного первого полугодия, рестораторам удалось заработать на 12% больше, чем в 2007 - 723 млрд рублей.
Но начало нового года стал поворотным моментом в истории ресторанного бизнеса в России. С января динамика оборота этого сектора потребительского рынка стала отрицательной. Всего, по данным Росстата, на начало текущего года в России действовало 27,4 тыс. ресторанов и кафе, 3,3 тыс. баров, 3,47 тыс. столовых и кулинарных магазинов.
Впрочем, ничего иного и не следовало ожидать. Еще весной исследовательская компания Nielsen отмечала, что 40% россиян снизили расходы на обеды в кафе и ресторанах. И это при том, что наши соотечественники и без кризиса посещали ресторан гораздо реже, чем в остальных странах. 52% опрошенных россиян сообщили, что посещают ресторан раз в месяц или даже реже, в то время как в среднем во всем мире 44% потребителей обедают или ужинают в ресторане примерно один-три раза в неделю.
К тому же, эксперты еще весной отмечали снижение доходов в некоторых сегментах. К примеру, дорогие рестораны с ноября по март сократили выручку на 20-30%, общепит средней ценовой категории - на 10-20% (при уменьшении размера чека на 10%). Свадеб, юбилеев и корпоративных торжеств теперь заказывают аж на 70% меньше. И даже рестораны и кафе, где цены "не кусают" потребителя, не могут похвастаться успехами. Единственный сегмент рынка, которому предрекают великое будущее, - это фастфуд и еда на ходу. Недаром же лидер в этой области, McDonald‘s, продолжает наращивать прибыль и выручку и хочет открыть новые рестораны.
Рестораторы кто как может пытаются привлечь посетителей. Некоторые уходят в "спальные" районы - там и аренда дешевле, и публика не охвачена общепитом. Кроме того, почти в каждом кафе можно увидеть специальное меню (иногда оно прямо так и называется - "антикризисное"). Все чаще постоянным посетителям предлагают скидки и дисконтные карты. В некоторых ресторанах снижается стоимость такого популярного в городах бизнес-ланча. Но общепит зарабатывает все меньше. Правда, до массового закрытия ресторанов и кафе еще далеко, но некоторым из них уже по-настоящему трудно.
Впрочем, простому посетителю от этого только польза. Во-первых, теперь поесть можно со скидкой, а во-вторых, из-за того, что количество посетителей стало меньше, исчезли очереди в некоторые популярные рестораны, и теперь даже в пятничный вечер найти столик достаточно просто.