Законопроект об особенностях исполнения бюджета РФ принят в I чтении
Москва. 19 октября. INTERFAX.RU - Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые прописывают ряд особенностей исполнения бюджета РФ в 2022 году и начиная с 2023 года. Меняется определение базовых нефтегазовых доходов, правительство наделяется правом проводить внутренние заимствования в 2023 году в сумме до 1 трлн рублей сверх объемов, установленных программой заимствований.
Документ (№201622-8) в конце сентября внесло в парламент правительство вместе с проектом трехлетнего федерального бюджета.
Принятый законопроект закрепляет в Бюджетном кодексе новый порядок определения базовых нефтегазовых доходов. Предлагается зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в 2023 - 2025 гг. в абсолютном выражении на уровне 8 трлн руб. с дальнейшей ежегодной индексацией на 4%, начиная с 2026 г. "Такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар", - говорится в пояснительных материалах.
В отзыве комитета по бюджету говорится, что новая концепция определения величины базовых нефтегазовых доходов будет способствовать повышению стабильности бюджетных расходов вне зависимости от конъюнктуры нефтегазовых рынков.
Законопроект исключает отражение в сводной бюджетной росписи операции по управлению средствами ФНБ. "Размещение средств ФНБ осуществляется в целях обеспечения сохранности средств ФНБ и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе и не является исполнением расходных обязательств РФ", - поясняют решение авторы законопроекта.
В проекте трехлетнего бюджета в 2023 - 2024 гг. размер дефицита федерального бюджета планируется на уровне 2% и 1,4% соответственно, для чего в рамках переходного периода предельный размер расходов федерального бюджета предполагается увеличить на 2,9 трлн руб. и 1,6 трлн руб. соответственно. "Источником покрытия дополнительных расходов будут преимущественно средства ФНБ", - говорится в пояснительных материалах.
В этой связи предлагается приостановить в 2023-2024 гг. действие нормы Бюджетного кодекса, по которой возможно использование средств ФНБ на покрытие дефицита в пределах размера недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета (1% ВВП). Одновременно предлагается установить предельный объем средств ФНБ используемый на покрытие дефицита федерального бюджета в 2023 и 2024 гг. в размере 2,9 трлн руб. и 1,3 трлн руб. соответственно.
Для гибкости в финансировании дефицита федерального бюджета, а также сохранения средств ФНБ предлагается предоставить правительству РФ право осуществлять государственные внутренние заимствования в 2023 г. в сумме до 1 трлн руб. сверх объемов, установленных программой государственных внутренних заимствований, а также превысить показатели верхнего предела государственного внутреннего долга РФ для замещения использованных средств ФНБ.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность предоставления в 2023 г. государственных кредитов, не предусмотренных утверждённой ранее программой, но в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию этой программы.
В принятом в первом чтении законопроекте также предлагается изменить норматив зачисления налога на прибыль от проекта "Сахалин-2" и централизовать в федеральном бюджете 75% поступлений, а 25% оставить региону, в то время как сейчас 75% идет в регион и 25% получает федеральный бюджет.
Законопроект утверждает новый норматив распределения налога на прибыль после ликвидации с 2023 г. института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Так, доходы от налога на прибыль организаций-участников КГН, подлежащие зачислению в региональные бюджеты, будут распределяться уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов РФ по нормативу - 80% от объемов поступлений указанных налоговых доходов в 2023 г.; 60% в 2024 г.; 40% в 2025 г.
При этом, согласно законопроекту, в распределении по нормативам не участвуют доходы по налогу на прибыль организаций-участников КГН в случае, если уплаченная сумма налога в бюджет одного субъекта РФ в период с 2019 г. по 30 июня 2022 г. составляла более 99%.