Новая реальность в АПК РФ как стимул к закреплению кадров в отрасли. Обзор

Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU - Решение новых задач, которые поставила перед агропромышленным комплексом РФ геополитическая ситуация, и результаты вступивших в активную фазу весенне-полевых работ во многом зависят от того, насколько отрасль укомплектована кадрами и сможет ли удержать их в дальнейшем.

Представители агрохолдингов, опрошенные "Интерфаксом", заявили, что проблема кадров всегда была актуальной для АПК и новая реальность особых изменений в нее не внесла. И тем не менее в компаниях ищут новые подходы к формированию кадрового состава, закреплению и рядовых работников, и специалистов. При этом они отметили, что в последнее время все чаще отказываются от услуг мигрантов.

Задача сложная, но решаемая

Как заявила заместитель гендиректора по персоналу агрохолдинга "ЭкоНива" Татьяна Ляпина, определенный дефицит кадров в той или иной степени в аграрной отрасли существовал всегда, и он сохраняется до сих пор. "Даже крупные агрохолдинги, работающие в сельской местности, предлагающие достойный, выше среднего по региону и отрасли, уровень заработной платы, комфортные и современно оборудованные рабочие места, обеспечивающие работников жильем и предоставляющие пакет дополнительных льгот, по-прежнему сталкиваются с проблемами в комплектации штата", - отметила она.

В частности, последние два года "ЭкоНива" видит усложнение задачи HR-службы в связи с набором механизаторов (трактористов-машинистов) для работы в растениеводстве и на животноводческих фермах.

Хозяйства холдинга приступили к весенним полевым работам в конце марта. В настоящее время разворачивается сев яровых культур. "Весенняя кампания проходит в штатном режиме. Сейчас "ЭкоНива" активно продолжает набирать персонал для полевых работ. Задача сложная, но решаемая", - сказала Ляпина.

Агрохолдинг "Степь" начинает набор сотрудников для весенней посевной кампании заблаговременно, еще с января, сообщил его генеральный директор Андрей Недужко.

"Применяемый нами алгоритм поиска сотрудников позволяет избежать дефицита кадров. Мы используем омниканальный подход, в том числе возможности интернет-рекрутмента, участвуем в ярмарках вакансий, сотрудничаем с центрами занятости населения", - сказал он, добавив, что немаловажным фактором является бренд агрохолдинга.

"За прошлый год численность персонала агрохолдинга увеличилась практически на четверть, у нас амбициозные планы по развитию и потребность в кадрах будет только возрастать", - сказал Недужко.

"Сейчас происходит естественное движение персонала, которое мы наблюдаем в период межсезонья, но острого дефицита кадров в период проведения посевной кампании нет", - сообщила начальник отдела по подбору персонала "Агрокомплекса Ткачева" Ирина Хмелевская.

Представители всех опрошенных агрохолдингов отметили, что мигранты на посевную кампанию, как правило, не привлекаются.

"В растениеводстве численность привлеченных трудовых мигрантов по группе "ЭкоНива" абсолютно незначительна. Традиционно в некоторых регионах присутствия компании мигранты задействованы для работы в молочном животноводстве и строительстве", - сообщила Ляпина.

Не зарплатой единой

Один из основных стимулов повышения заинтересованности работников - рост их заплаты.

"Заработная плата индексируется ежегодно, и этот год не был исключением", - сообщила генеральный директор агрокорпорации "Био-Тон" Ирина Логачева.

"В январе-апреле этого года были повышены расценки для рабочего персонала в растениеводстве и животноводстве. Заработные платы специалистов пересматриваются поквартально", - сообщила Ляпина из "ЭкоНивы".

"На наших предприятиях работников привлекает, в первую очередь, стабильная зарплата, уровень которой выше среднеотраслевого по региону, - заявил генеральный директор ООО "Управляющая компания "Август-Агро" Айдар Галяутдинов. - По результатам производственных показателей специалистам выплачиваются годовые бонусы".

"В агрохолдинге "Степь" действует прогрессивная система премирования, которая учитывает результаты по разным видам работ. Компания выплачивает конкурентную заработную плату и обеспечивает работникам полный соцпакет", - сообщил Недужко.

В "Агрокомплексе Ткачева" плановая индексация зарплаты проведена в начале года. "Для оперативного реагирования на отклонения мы ежемесячно мониторим рынок труда и его изменения, ежегодно пересматриваем расценки на ключевые виды работ, - сказала Хмелевская. - Так, накануне новой посевной подняли уровень дохода для ряда сотрудников. Ключевые сотрудники предприятий, в том числе трактористы, получат ежегодную премию по результатам работ".

Компании активно используют и другие стимулы, которые позволяют привлекать и удерживать кадры.

Так, в "ЭкоНиве" сообщили, в частности, об оптимизации режима труда и отдыха работников, о создании более сильной корпоративной культуры.

В "Августе-Агро" сотрудники обеспечиваются бесплатным питанием, ключевые специалисты – служебным автомобилем. Есть также возможность направлять сотрудников на отдых в санатории. "На предприятиях группы порядка 30% специалистов – приезжие из соседних районов Татарстана и регионов России. Программа релокации предусматривает компенсацию аренды жилья и оплату проезда на собеседование и при переезде", - сообщил Галяутдинов.

В "Агрокомплексе Ткачева" работников обеспечивают льготным питанием и жильем в общежитиях. В "Степи", помимо других "нематериальных" стимулов, создают возможности для дальнейшего профессионального роста.

Представитель "ЭкоНивы" также отметила, что конструктивную роль в вопросах привлечения и удержания рабочей силы в сельской местности играет и реализация федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий".

Кадровый резерв

В этих условиях агрохолдинги формируют собственную систему создания кадрового резерва, прежде всего, за счет студентов вузов.

В частности, в "ЭкоНиву" ежеквартально приезжают на практику от 250 до 450 студентов профильных университетов и техникумов. Ежегодно на работу в компанию приходят от 150 до 200 бывших практикантов. Причем холдинг расширяет возможности специалистов за счет организации для них практик по семеноводству и селекции, что особенно важно в нынешних условиях.

Кроме того, будут сформированы стимулы к тому, чтобы студенты всех факультетов агроуниверситетов и сельхозвузов получали удостоверения тракториста-машиниста для управления техникой на практике.

"Август-Агро" также сотрудничает с ведущими отраслевыми вузами РФ, техникумами и колледжами Татарстана. В этом году компания примет на практику 64 студента агрономических, инженерных, экономических и ветеринарных специальностей. "Студенты проходят полноценную практику, выполняя работы в соответствии с будущей специальностью и получая зарплату на уровне начинающих специалистов. Практикантам оплачивается дорога, предоставляются жилье и питание. Как следствие, 20% студентов после практики остаются работать на предприятиях компании", - сообщил Галяутдинов.

"Агрохолдинг Ткачева", помимо взаимодействия с учебными заведениями, видит перспективы пополнения кадров в привлечении сотрудников из других регионов, прежде всего, на сезонные работы. "В этом году мы готовы к трудоустройству беженцев, а именно граждан ДНР, ЛНР, Украины", - сказала Хмелевская.

Компания "Русмолко", один из крупных производителей молока в РФ, стала партнером федерального образовательного проекта "Профессионалитет". Ее мощности будут практической площадкой для студентов Пензенского государственного аграрного университета, обучающихся по новой программе среднего профессионального образования.

На базе университета и компании будет создан образовательно-производственный кластер для подготовки кадров для сельского хозяйства. Главная особенность нового проекта – интеграция образования и отраслевого производства.

Как считает руководитель службы управления персоналом "Русмолко" Юлия Брыкина, вместе с университетом компания сможет вывести качество обучения аграрных специалистов на новый уровень и тем самым укрепить сельскохозяйственную отрасль страны.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });