Ревнивый "АвтоВАЗ"

Минпромторг предлагает подарить несколько миллиардов "АвтоВАЗу" в рамках господдержки и не требовать их возвращения. Единственное, автоконцерн должен отчитаться об истраченных деньгах. Сам же "АвтоВАЗ" заявляет, что покупка Сбербанком Opel нецелесообразна, хотя раздумывает, где найти деньги на выкуп доли в СП "GM-АвтоВАЗ"

Ревнивый "АвтоВАЗ"
Фото ИТАР-ТАСС

Москва/Санкт-Петербург. 5 июня. IFX.RU - Российский "АвтоВАЗ" дождался манны небесной. Ему дадут денег за просто так и даже не будут просить их вернуть. Руководство компании может кричать "ура!".

Как говорится в сообщении Минпромторга РФ, министерство выступило с рацпредложением: финансировать "АвтВАЗ" "на беспроцентной и безвозвратной основе". Грубо говоря, подарить ему несколько миллиардов на то, чтобы он сам вытащил себя из кризиса.

В проекте правил предоставления в 2009 году субсидии также оговаривается, что она выделяется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи министерству промышленности и торговли. То есть на отечественного автопроизводителя будут тратить деньги налогоплательщиков, не требуя почти ничего взамен, даже возврата долга. Единственное, что потребуется от "АвтоВАЗа" - он должен представить отчет об использовании субсидии по направлениям.

Недавно президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин сообщал, что компания сможет получить средства в рамках господдержки в конце мая - начале июня. Сообщалось также, что 25 млрд рублей "АвтоВАЗу" будет выделено через его акционера - госкорпорацию "Ростехнологии". На совещании под председательством премьер-министра РФ 30 марта в Тольятти было решено предоставить заводу беспроцентную ссуду. Эти деньги будут оформлены как имущественный взнос РФ в "Ростехнологии", которые, в свою очередь, прокредитуют предприятие.

GM-АвтоВАЗ. Кто хозяин?

Деньги "АвтоВАЗу" и впрямь нужны. Коме того, что продажи автомобилей упали, сократилась прибыль, заводы работают на неполную мощность, не хватает ликвидности, есть еще и амбициозные планы. Которые, как это ни странно, не были развеяны по ветру кризисом.

Обанкротившийся General Motors (GM) дал возможность российскому автопризводителю шанс на выкуп доли в совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ". Пока "АвоВАЗ" думает, но, как заявил "Интерфаксу" в пятницу в кулуарах XIII Петербургского международного экономического форума президент российского автозавода Борис Алешин, решение будет принято уже конца месяца.

По соглашению о ЗАО "Джи Эм - АвтоВАЗ", в случае несостоятельности одного из основателей СП другой получает преимущественное право на выкуп его доли. Волжский автозавод и GM владеют равными долями в СП - по 41,6%, оставшиеся 16,8% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития.

"Все зависит от цены, условий, это будет обсуждаться, будем действовать по ситуации", - заявил ранее "Интерфаксу" высокопоставленный источник в компании, добавив, что лишних денег на покупку у "АвтоВАЗа" сейчас нет.

Другой собеседник агентства отметил, что российской компании выгодно было бы получить долю GM, так как в этом случае появляется возможность выпускать Chevrolet Niva под лейблом Lada, сэкономив на выплате роялти, что снизило бы в конечном итоге стоимость автомобиля.

Он также добавил, что интерес кого-либо другого к доле в СП сомнителен хотя бы потому, что большая часть производственного процесса сосредоточена на площадке волжского автозавода, включая наиболее трудоемкую сварку кузовов, в то время как на "GM-АвтоВАЗ" осуществляется только сборка и покраска деталей.

Есть мнение…

Не преминул Б.Алешин и высказаться по поводу недавней сделки Сбербанка (совместно с "ГАЗом" и канадской Magna) по покупке Opel - тоже из активов некогда легендарного General Motors.

Президент "АвтоВАЗа" заявил, что сомневается в целесообразности покупки акций немецкого концерна Opel Сбербанком. "Мы конкуренции не боимся, мы против монополии. Но все равно не понятно, зачем государственными деньгами поддерживать сначала один проект, потом другой", - заявил он "Интерфаксу". Напомним, глава Минфина Алексей Кудрин недавно заявил, что правительство РФ положительно относится к приобретению Сбербанком части компании Opel, но специальной поддержки в этом оказывать из бюджета не будет. Так что претензии главы "АвтоВАЗа" под вопросом.

По словам Б.Алешина, "купить 35% Opel - это еще не перенести технологии на российскую почву". "Все страны заботятся о сохранении своих рабочих сил, и пока трудно представить себе, как Opel передаст свои технологии", - пояснил он.

Президент "АвтоВАЗа" затруднился предположить, кому Сбербанк впоследствии может продать этот пакет акций. "Честно говоря, я даже не представляю, о ком сегодня может идти речь", - сказал Б.Алешин.

В словах главы "АвтоВАЗа", как представляется, есть этакая доля ревнивой обиды. Вместо того, чтобы все силы направить на спасение главного автостроителя страны, государство (в лице Сбербанка) поддерживает зарубежную компанию. А если будущим владельцем пакета Opel станет один из российских автомобильных концернов, то у "АвтоВАЗа" может появиться мощнейший отечественный конкурент, чего не было с незапамятных времен.

Как сообщалось ранее, покупке акций Opel консорциум Сбербанка и канадской Magna договорился в конце мая. Партнерам достанется, соответственно, 35% и 20%. Стратегической для себя эту сделку Сбербанк не считает, сделка должна помочь российскому автопрому внедрить самые современные технологии, а Opel - сохранить рабочие места. После этого банк продаст пакет российскому стратегическому инвестору.

Новости по теме

АвтоВАЗ почти дождался

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });