Чего хочет Чемезов

"Ростехнологии", под контролем которых оказалось много активов прямо накануне кризиса, присматривается еще к паре-тройке компаний. Благо возможности есть - сейчас в залоге у госбанков находится много всего интересного, например "Норникель" и "Сибирь". Глава госкорпрации Сергей Чемезов рассказал, что именно интересует "Ростехнологии"

Чего хочет Чемезов
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 28 мая. IFX.RU - Госкорпорация "Ростехнологии", под контролем которой аккурат перед кризисом оказалось большое количество активов, сейчас оказалась в трудной ситуации. Пока в правительстве шли ожесточенные споры по поводу того, какие активы передать под руководство Сергей Чемезова (глава корпорации) и злые языки утверждали, что, дескать, "Чемезов забрал полстраны" потому как друг нынешнего премьера Владимира Путина, почти треть активов, попавших под контроль "Ростехнологий", оказалось в предбанкротном состоянии. "Если бы знали, что будет так, то десять раз подумали бы", - заявил С.Чемезов.

Однако глава "Ростехнологий" несмотря на то, что под его началом более 400 предприятий, проблемы которых надо решать, не прочь обзавестись еще парой-тройкой "интересных активов". Благо их сейчас в залоге у Внешэкономбанка (ВЭБа), ВТБ и Сбербанка немалое количество, а правительство дает госкорпорации деньги охотнее, чем кому-либо другому. Так что если заемщики не смогут расплатиться - активы будут в руках госбанков.

Глава "Ростехнологий" рассказал в интервью "Ведомостям", на какие именно активы он положил глаз, а какие ему и даром не нужны, а только с государственной доплатой. "Все подряд брать не собираемся", - заявил он. Предпочтение - профильным предприятиям.

Очень хочется никеля

Одним из активов, которые интересуют "Ростехнологии", оказался многострадальный пакет "Норильского никеля", 40% которого сейчас заложены в ВЭБе и ВТБ. "Скажу откровенно, этот актив нам интересен", - отметил Сергей Чемезов. В залоге у ВЭБа находится блокпакет "Норникеля", принадлежащий "РусАлу", у ВТБ - около 17%, которыми владеет Владимир Потанин.

Причем интерес "Ростехнологий" не совсем теоретический. По словам главы корпорации, Владимир Потанин (блокпакет "Норникеля") сам это предложил. Как рассказал С.Чемезов, "в январе на совещании у президента Дмитрия Медведева он сам заявил, что если он не сможет вернуть кредит, то государство, по его выражению, может деприватизировать пакет. А в качестве агента государства сам назвал "Ростехнологии".

Если госкорпорация станет владельцем 40% "Норникеля", то старую идею о создании в России мегаметаллургического монстра на базе "Норникеля" и "Металлоинвеста" вынут из сундука, отряхнут пыль и могут снова начать обсуждать. По словам С.Чемезова, "Ростехнологии" могли внести ВСМПО и "Русспецсталь". "Дело за нашими коллегами, которые, как мне кажется, по этому вопросу не определились. У того же Потанина то одни идеи, то другие, то третьи. Вот мы и ждем, решат ли владельцы акций "Норникеля" гасить кредиты или нет. Мы народ терпеливый, никуда не торопимся", - сказал С.Чемезов.

А пока "Ростехнологии" потихоньку готовят почву для будущего. В совет директоров "Норникеля" выдвинут представитель "Ростехнологий" Игорь Комаров. У "Металлоинвеста" Алишера Усманова (5% "Норникеля"), который мог поддержать эту кандидатуру, для этого недостаточно акций. Поэтому ВТБ и ВЭБ ведут сейчас переговоры с обоими основными акционерами "Норникеля" о том, чтобы представитель "Роснехнологий" прошел в совет.

Напомним, в начале года кандидатура И.Комарова рассматривалась на пост финансового директора "Норникеля", который он занимал еще до прихода в "Ростехнологии". "Но, к сожалению, совет директоров его не поддержал", - сокрушается С.Чемезов. Теперь же у госкорпорации есть все шансы ввести его в совет директоров.

"ИжАвто" только с доплатой

Еще один профильный для "Ростехнологий" актив - удмуртский автопроизводитель "Ижавто", который недавно оказался в предбанкротном состоянии и вынужден был остановить производство, а также уволить почти весь персонал. "АвтоВАЗ", который находится под контролем госкорпорации, в результате отказался его покупать, что и привело к коллапсу на предприятии.

Сейчас контрольный пакет акций "Ижавто" заложен в Сбербанке. С.Чемезов опроверг слухи о том, что "Ростехнологии" хотят управлять этим активом. "Упаси Бог! Не хотели и не хотим", - заявил С.Чемезов, пояснив, что собственно "АвтоВАЗу" этот актив неинтересен, но он хочет его не для себя, а для партнера - Renault. У "АвтоВАЗа" много своих проблем.

"Нам деньги дали на его поддержку и развитие, тратить их еще и на "Ижавто" не имеем права. Нас не поймут", - сказал глава госкорпорации. А вот если на "Ижавто" еще дадут - "тогда другой разговор".

"Сибирь" - может быть

"Ростехнологии", как известно, создают на базе нескольких авиаактивов конкурента "Аэтофлоту" - "Росавиа". В нее должны войти "Дальавиа", "Владивостокавиа", "Оренбургавиа", то, что осталось от "Красэйр", плюс "Самара". У авиакомпании будет три "дочки": одна в Питере (будет создана на базе ГТК "Россия"), одна в Москве и одна в Хабаровске. Еще есть планы влить туда "Атлант-союз", но ходят слухи, что правительство Москвы (контролирует "Атлант") против.

А у Сбербанка в залоге есть контрольный пакет авиакомпании "Сибирь" - очень профильный для корпорации актив. Впрочем, С.Чемезов не горит энтузиазмом. "Если Сбербанк примет решение передать компанию в управление, будем думать. "Сибирь", в принципе, интересная компания, если б не долги. А если мы ее с долгами возьмем - все потянет ко дну", - отметил он.

Еще один "лакомый" авиаактив - Red Wings и Blue Wings Александра Лебедева. Бизнесмен заявлял, что готов продать авиакомпании "Ростехнологиям". Но пока этот вопрос завис в воздухе. "Нам нужно еще сформировать свою авиакомпанию", - заявил С.Чемезов.

Кого еще готовы приютить

По словам С.Чемезова, многие крупные предприниматели обращались с просьбой взять активы в управление. "Например, Виктор Вексельберг нефтехимию предлагал. Мы хотим создать СП на базе наших нефтехимических активов вместе с "Сибуром", - рассказал он.

По его словам, при объединении часть мощностей можно перепрофилировать. "Но пока у нас создание торговой компании на повестке дня, чтобы контролировать финансовые потоки. Я думаю, что контрольный пакет все же будет у нас. А когда дело дойдет до объединения активов, их надо будет оценить. Но нам в такой компании достаточно и блокпакета", - сказал глава госкорпорации.

Не остался в стороне и Олег Дерипаска. Он тоже предлагал "Ростехнологиям" сотрудничество. "Нам интересны некоторые из его активов. К примеру, автозавод "Урал", - рассказал С.Чемезов. "Урал" можно было бы объединить с "КАМАЗом".

На двигательный бизнес "Базэла" госкорпорация тоже облизывается. Правда, С.Чемезов оговорился, то "серьезных переговоров на этот счет нет, просто когда-то встретились и обсудили".

Государственные деньги

Если изначально "Ростехнологии" не собирались просить денег из бюджета на свое существование, то теперь без этого не обойтись, признал С.Чемезов. Главная проблема госкорпорации сейчас такая же, как у всех остальных российских компаний в кризис - нехватка оборотных средств.

"Цена кредитов стала просто безумной. По-другому и не скажешь. Сейчас прослеживается опасная тенденция: руководители предприятий соглашаются кредитоваться на любых условиях, и под 28%, и под 30%. Особенно в регионах. Я спрашиваю, а как вы собираетесь деньги отдавать? Отвечают: будем брать, пока дают, чтобы не остановилось производство. Мы, конечно, приостановили кредитный поток и взяли его под особый контроль. Теперь все разрешения о привлечении кредитов принимаются в госкорпорации", - рассказал глава корпорации.

Госкорпорация уже писала письма в правительство, где указывала сумму и в 151,319 млрд рублей, и в 110,8 млрд рублей госгарантий.

"Я уверен, основную часть мы сами закроем [найдем деньги] либо внутри госкорпорации, либо договоримся с банками. Уже понятно, что сумма будет значительно меньше, чем была указана вначале", - уверенно заявил С.Чемезов.

На сегодня денежный взнос государства "Ростехнологиям" - это 25 млрд руб. на "АвтоВАЗ" и 3,5 млрд руб. на компенсацию процентов по кредитам, взятым на покупку "ВСМПО-ависмы". Но, как пожаловался С.Чемезов, "пока нам даже этих денег не дали, только пообещали. Счетная палата уже собирается проверять, как мы их используем, а я им говорю: "Подождите, пока нечего проверять, средства еще не пришли".

Новости по теме

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });