Газпром и Eni придумали, как вывести Украину из игры

Подписание очередного документа между "Газпромом" и Eni принесло сенсацию. Оказалось, что мощность газопровода "Южный поток" должна составить 63 млрд кубометров в год. Весь этот объем газа пойдет, разумеется, в обход Украины

Газпром и Eni придумали, как вывести Украину из игры
Фото: ИТАР-ТАСС

Сочи. 15 мая. ИНТЕРФАКС-АГИ - Через 7 лет в Балтийском и Черном морях должны быть построены два новых газопровода, которые будут способны полностью заменить пока что безальтернативный путь доставки российского газа в Европу - украинскую газотранспортную систему. "Северный" и "Южный поток" вместе составят 118 млрд кубометров газа в год, что в точности совпадает с текущими мощностями украинской ГТС (прокачала 117 млрд кубометров в прошлом году). Математически это означает, что унаследованная от СССР гигантская украинская труба снова, как во время транзитного кризиса январе 2009, может вернуться к работе в "автономном режиме" - на этот раз из-за своей невостребованности.

Ставки повышены до мирового рекорда

Давно анонсированное подписание очередного документа между "Газпромом" и итальянской Eni в пятницу принесло неожиданную сенсацию. Оказалось, что мощность газопровода "Южный поток" должна составить не 31 и даже не 47 млрд, а 63 млрд кубометров в год. Это заявка на новый рекорд в мощности международной морской газовой магистрали - предыдущий принадлежит российско-германскому проекту Nord Stream.

Но рекордные объемы мало заявить и даже построить, самое главное их заполнить. Оказалось, что инициатива построить магистраль такой мощности, которая превосходит годовое потребление таких стран как Франция, Голландия или Испания, принадлежит как раз покупателю - Eni.

"Некоторое время назад Eni поставила перед нами вопрос об увеличении проектной мощности "Южного потока" до 63 млрд кубометров газа. Сегодня такая окончательная договоренность достигнута", - признался журналистам глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Как отметил премьер-министр РФ Владимир Путин, решение об увеличении мощности газопровода было принято не только "Газпромом" и Eni, но и их партнерами в Болгарии, Сербии и другими участниками проекта. "Сегодня было достигнуто соглашение об увеличении объемов прокачки с 31 до 63 млрд кубометров. Я считаю, что это совместное решение с Италией, Болгарией, Сербией и другими участниками проекта", - сказал В.Путин.

Помимо дополнения к меморандуму с Eni, "Газпром" в пятницу подписал соглашение с "Болгарским энергетическим холдингом" о сотрудничестве при создании газопровода для транзита природного газа через территорию Болгарии, а также базовые соглашения о сотрудничестве при реализации проекта с греческой DESFA и сербской Srbijagas. Согласно документам, устанавливающим принципы взаимодействия сторон при подготовке ТЭО болгарской части газопровода и создания совместного предприятия, российско-болгарское и российско-греческое СП будут создаваться на паритетных началах, в СП с Srbijagas у "Газпрома" будет 51%.

По видимому, Nord Stream и South Stream, будут конкурировать друг с другом только за рекорды в книге Гиннеса. По словам А.Миллера, эти газопроводы предназначены для разных рынков сбыта и будут наполняться месторождениями из различных регионов добычи.

"Северный и Южный поток никак не связаны друг с другом. Эти проекты никак не пересекаются, но цели у них одинаковые - диверсифицировать наши поставки", - сказал он.

Антикризисные цены

"Южный поток" давно считался одним из самых дорогих трубопроводных проектов в мире. В феврале в презентации для инвесторов "Газпром" обнародовал предыдущую оценку капзатрат на "Южный поток": более чем в 4 млрд евро - на прокладку морского газопровода по дну Черного моря, прокладка сухопутных продолжений магистрали до Австрии (1300 км) и до Адриатического побережья Греции (990 км) - еще в 15-20 млрд евро.

Однако в пятницу А.Миллер отмежевался от этих оценок: "Я таких цифр вам никогда не называл".

Он гордо признался журналистам: "Капитальные затраты на строительство морского участка - через Черное море и сухопутных участков через транзитные страны составят 8,6 млрд евро", - заявил глава "Газпрома". В том числе 2,3 млрд евро должны составить затраты на прокладку морского участка, 6,3 млрд евро - на строительство сухопутных отводов.

Nabucco - как минимум идеологический антагонист "Южного потока" мощностью 31 млрд кубометров, - как обещают будет стоить 7,9 млрд евро.

А.Миллер подчеркнул: "Нет никаких сомнений в том, что этот проект является финансово обеспеченным, никаких проблем с финансированием "Южного потока" нет".

Eni и "Газпром" будут вместе продавать газ "Южного потока": "Мы договорились, что маркетинг газа мы будем осуществлять совместно. Определены объемы, которые будет маркетировать "Газпром" и определены объемы, которые будет маркетировать Eni", - сказал А.Миллер.

В.Путин сообщил журналистам, что вопрос маркетинга газа должен решаться всеми участниками проекта. "Вопросы маркетинга газа должен решаться не только Eni и "Газпромом", но и всеми участниками проекта", - сказал он.

Рекордные сроки

"Южный поток" будет введен в строй 31 декабря 2015 года", - пообещал А.Миллер, заметив, что "эти сроки могут быть сокращены". "В ходе сегодняшних переговоров с партнерами из Италии, Болгарии, Сербии, Греции мы говорили о том, что видим потенциал для того, чтобы эти сроки были сокращены, и будем все делать для того, чтобы проект был введен в строй раньше", - сказал он. Он отметил, что ускорение строительства газопровода "будет способствовать повышению его экономической эффективности".

А.Миллер также сообщил, что "Газпром" договорился с компаниями стран-транзитеров (Болгария, Греция, Сербия) о финансировании проекта.

Технико-экономические обоснования (ТЭО) всех отрезков газопровода "Южный поток", которые пройдут через транзитные страны, будут разработаны до октября текущего года, сообщил журналистам глава "Газпрома" Алексей Миллер. Кроме того, по словам А.Миллера, "до 1 июля 2010 года будет разработано сводное ТЭО всего проекта".

По словам главы "Газпрома", "в течение ближайших дней в соответствии с подписанными в пятницу в Сочи соглашениями все стороны, участвующие в проекте, приступят к формированию управляющих компаний и рабочих групп".

Следующим этапом, отметил он, станет создание совместных предприятий по строительству отдельных участков "Южного потока". "СП с компаниями стран-транзитеров будут зарегистрированы в ближайшие недели, это будет сделано до конца мая", - сообщил А.Миллер.

Для строительства наземного участка рассматриваются различные маршруты, проходящие по территориям стран Восточной и Центральной Европы с возможными конечными пунктами в Италии и Австрии. Участники проекта газопровода "Южный поток" к концу 2009 года определятся с наиболее вероятным маршрутом трассы, сообщил журналистам источник в "Газпроме".

"В настоящий момент рассматривается несколько вариантов трассы с рядом возможных ответвлений, но по мере продвижения работ по ТЭО (технико-экономическому обоснованию - АГИ) их количество сократится, и к концу этого года у нас уже будет ясность в отношении наиболее вероятных маршрутов", - сказал он.

Диалоги о диверсификации

В.Путин подчеркнул, что реализация данного проекта не мешает европейским компаниям решать вопрос о диверсификации поставок. "Это не мешает европейским партнерам расширять географию поставок, также как нам не мешает расширять географию партнеров", - сказал российский премьер.

Со своей стороны С.Берлускони подчеркнул, что Россия "является дружественной страной, которая ни разу нас не подводила". "Европейский союз должен сам предпринять шаги, чтобы обеспечить такого рода отношения с РФ, чтобы не было проблем с поставками", - заявил он.

Ряд европейских политиков, в основном, из новых стран-членов ЕС, выступал против расширения системы морских газопроводов. Как отметил в беседе с журналистами источник в "Газпроме", "эта позиция продиктована не столько экономической, сколько политической мотивацией. Генетическая память зависимости от СССР не дает им объективно взвесить все "за" и "против" таких проектов, как "Северный и Южный потоки", - считает представитель "Газпрома". Он назвал необоснованным "расхожее мнение о том, что, создавая эти газопроводы, Россия фактически ставит ЕС в зависимость от собственных энергопоставок".

В новых реалиях обеспечение системы энергетической безопасности должно осуществляться на основе строительства системы "оффшорных" газопроводов, свободных от транзитных рисков, сказал источник.

Сегодня, когда "слабые политические режимы и экономики стран-транзитеров стали использовать транзит через свою территорию как метод внеэкономической конкуренции и давления, энергоснабжения по системе континентальных газопроводов становится недостаточно. В связи с этим, отметил источник, "морские трубопроводы являются оптимальным решением для строительства новых газопроводов в Европу как с точки зрения безопасности, так и по техническим, экономическим и экологическим причинам".

Ранее, 8 мая, в Праге состоялся энергетический саммит, в ходе которого Евросоюз подписал совместную декларацию по проекту строительства газопровода Nabucco, который должен пройти в обход России, с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом.

Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков призвал не искать увязки между предстоящим в пятницу подписанием "Газпромом" соглашений с рядом европейских энергетических компаний по проекту "Южный поток" и пражским саммитом: "Это логическое продолжение ежедневной кропотливой работы по реализации проекта "Южный поток". Ни к каким саммитам это отношения не имеет".

Источник в "Газпроме" назвал Nabucco политическим, а не экономическим проектом. Он отметил, что политическую подоплеку "Южного коридора"/Nabucco подтверждает и "сверхактивное участие в лоббировании этого проекта со стороны администрации США, в то время как американские нефтегазовые компании никогда не выражали заинтересованности в этом проекте".

Как отметил сотрудник "Газпрома", "главной проблемой Nabucco является вопрос о том, сумеет ли консорциум наполнить газопровод достаточным количеством газа из нероссийских источников". При этом он напомнил, что участники Nabucco "старательно подчеркивают нероссийские источники" для наполнения этой трубы.

Источник напомнил, что по данным аналитиков, для рентабельности Nabucco через него надо пропускать ежегодно не менее 30 млрд кубометров газа в течение примерно 30 лет, а чтобы газопровод хотя бы заработал - 15 млрд кубометров. На данный момент для газопровода удалось "найти" только 3 млрд кубометров газа. "Пустой трубопровод - слишком дорогой политический проект", - подытожил источник.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });