Самые громкие неудачи Hi-Tech
Быть королем на рынке - и потерять все. Потратить миллионы на рекламу - и провалить продажи. Список самых громких неудач десятилетия в сфере высоких технологий расскажет, как не надо вести бизнес
Москва. 15 мая. IFX.RU - Некоторые из отлично финансировавшихся и громких проектов в сфере высоких технологий в последние 10 лет закончились громким провалом. Многие из крупных технологических компаний, которые имели значительные доли рынка и конкурентное преимущество, потеряли все свои достижения.
Инвестиционный ресурс 24/7 Wall St. опубликовал список самых громких неудач компаний в сфере хай-тек (Hi-Tech).
Microsoft Vista
И первой в списке самых оглушительных провалов десятилетия называется операционная система Microsoft Vista. Она была выпущена во всем мире 30 января 2007 года и была последним поколением мирового флагмана программного обеспечения. Vista была создана с целью повышения безопасности самой популярной во всем мире операционной системе (ОС) для персонального компьютера.
Однако в результате оказалось, что безопасность новой ОС оказалась не намного лучше, чем в предыдущих версиях Windows. Vista также оказалась несовместима с целым рядом компьютеров предыдущего поколения, что ограничивало число пользователей, которые, по всей видимости, предпочли бы обновление предыдущей версии ОС - Windows XP. Многие аналитики утверждают, что Vista также работает медленнее, чем XP.
Согласно исследованиям Net Applications, в прошлом месяце доля Vista в компьютерах по всему миру составила менее 24%. У Windows XP было 62%, у Apple - 9%.
Microsoft недавно объявила о первом за 23 года падении квартальной прибыли. В день публикации отчетности CNNMoney отметил, что Vista так и не выстрелила, как того ожидали в Microsoft. Продажи новой ОС упали. Пользователи были не удовлетворены и предпочли пользоваться Windows XP. Компания торопится заменить Vista на Windows 7, которая, как ожидается, появится на рынке к концу этого года.
Gateway
Производитель компьютеров Gateway был основан в 1985 году и являлся одним из самых успешных компаний по производству ПК в США. Его продажи к 1990 году выросли в 4 раза. К 2004 году он был номером три в Америке после Hewlett-Packard и Dell и занимал 25% рынка розничных продаж компьютеров. Но в 2007 году Gateway была так плоха, что Acer смог купить его за $710 млн.
Крах компании произошел по нескольким причинам. Во-первых, компания хотела производить ноутбуки. Доля Gateway на рынке настольных компьютеров была велика, но компания не смогла перейти на производство портативных ПК так же быстро, как это сделали ее конкуренты. Также Gateway запоздала с продажей ПК крупным компаниям (на чем Dell растет уже много лет). Gateway пытался компенсировать потери за счет диверсификации в потребительскую электронику, но больших прибылей это не принесло, и это решение только повредило компании.
HD DVD
HD (High Definition) - новый формат хранения информации "высокой четкости". У него есть две ветви - HD DVD и Blu-Ray. HD DVD - формат, способный хранить большие объемы информации и воспроизводить высококачественные изображения и видео, позволяет хранить в пять раз больше данных, чем стандартный DVD.
Формат HD DVD был введен в действие в 2002 году. Переговоры между производителями электроники о том, чтобы из двух форматов HD остался только один, закончились, когда им не удалось договориться о консенсусе по поводу прибыли. Формат HD DVD в первую очередь финансировался и продавался компаниями Toshiba и NEC, и впервые был выпущен на рынок в 2006 году. И сначала продажи HD DVD были больше, чем Blu-Ray. Эксперты говорят, что Toshiba потратила почти $1 млрд на поддержку этого формата до того момента, как отказалась от него в 2008 году.
Почему же HD DVD в результате проиграл Blu-Ray, на который сделал ставку компания Sony? Этому есть ряд причин. В частности, эксперты говорят о том, что Sony удалось убедить крупнейшие киностудии выпускать фильмы именно в формате Blu-Ray. И в этом у Sony действительно было преимущество, ведь компания владеет одной из крупнейших киностудий. Аналитики полагают, что когда Sony уговорила Warner Brothers использовать исключительно Blu-Ray, компания выиграла битву против HD DVD.
Toshiba объясняет отказ от HD DVD тем, что от возможности скачивать цифровое видео сильно пострадали продажи DVD-проигрывателей. Этот аргумент не имеет смысла, ведь точно также от этого пострадал и формат Blu-Ray.
Окончательный удар по HD DVD был нанесен в тот момент, когда крупнейшая в мире сеть розничной торговли Wal-Mart прекратила продажи других форматов в пользу Blu Ray. Причем убедительных причин для такого шага Wal-Mart не привел. Одно можно сказать наверняка. Sony готова продолжать тратить деньги, несмотря на то, что будущее дисков HD не гарантировано.
YouTube
YouTube является крупнейшим видео-сайтом в мире. Согласно comScore, 99,7 млн зрителей просмотрели 5,9 млрд видео на YouTube.com в США в марте 2009 года. В ноябре 2006 года Google купила YouTube за $1,65 млрд. Однако есть все шансы, что крупнейшя мировая поисковая система не получит от этих инвестиций никакой отдачи. Бизнес-модель YouTube не предполагает возможности зарабатывания денег с помощью рекламы или взимания платы за пользование, хотя имеет огромную аудиторию и контент. Большая часть видео на YouTube имеет такое низкое качество, что маркетологи не хотят иметь с ними дела.
Google заявил, что доход YouTube "не материален". По оценкам Forbes, продажи сайта в 2008 году составили $200 млн. Bear Stearns оценил выручку YouTube в 2008 году в $90 млн. По оценкам Credit Suisse, YouTube в этом году потеряет $470 млн в первую очередь из-за расходов, связанных с хранением информации и хостингом, необходимым для запуска веб-сайта. YouTube является большим, но это не сделало его успешным.
Microsoft‘s Zune
Проект Microsoft‘s Zune был запущен в ноябре 2006 года. В мире программного обеспечения эксперты полагают, что она могла бы конкурировать с Apple iPod, которые были на рынке с 2001 года, и до сих царствуют на рынке мультимедийных плееров по всему миру. Apple реализовала более 100 миллионов iPods, когда Zune был запущен в продажу.
Microsoft смогла получить четыре крупнейших музыкальных лейбла для подписания лицензионных соглашений. Продажи были провальными в течение первых нескольких месяцев после запуска. Bloomberg Television сообщал, что в период с даты запуска до 2007 года лишь 1,2 млн плееров Zune были проданы. В мае 2008 Microsoft заявила, что она реализовала 2 млн плееров с момента начала продаж. The Wall Street Journal сообщил, что доходы от плеера Zune составил $85 млн в 2008 году во время предновогодних продаж по сравнению с $185 млн за тот же период в 2007 году. Apple iPod получил в течение последнего квартала 2008 года прибыль в $ 3,37 млрд. Microsoft, который имеет доступ к множеству разработок (больше, чем любая компания в мире) и капитал, чтобы поддержать массовую рекламу новых продуктов, не оставляет попыток получить долю рынка iPod.
И другие
Среди других громких провалов в сфере хай-тек также фигурирует Palm, производитель портативных компьютеров и программного обеспечения для них, который не смог сохранить лидерство на этом рынке, глобальная спутниковая телефонная компания Iridium (поддерживалась Motorola), банкротство которой стало одним из крупнейших в США в 1999 году, Segway, производитель двухколесных средств передвижения с мотором (своего рода скутеров), компанию Vonage (интернет-телефония) и неудача Sirius с гениальной идеей спутникового радио.