Алмазная колесница России
"Торговля иллюзией", как эксперты называют рынок алмазов, сделала Россию рулевым этого рынка. Если будет на то ее воля - бриллианты и вовсе могут потерять свою ценность, полагают в New York Times. "АЛРОСА" стала крупнейшей в мире добытчицей этого сырья, и ведет грамотную политику, не поставляя ни карата на мировой рынок
Москва. 12 мая. IFX.RU - Россия оказалась возницей мировой алмазной колесницы. Теперь цены на рынке алмазов зависят от воли нашей страны, но это звание в наше время опасно, утверждает The New York Times.
Глобальная рецессия задушила спрос на все виды продукции от стали до зерна. Однако некоторые продолжают накапливать запасы, подобно российской алмазодобывающей компании "АЛРОСА", 90% которой находится в госсобственности. Алмазы добываются, сортируются в соответствии с размерами, качеством, но затем, вместо того, чтобы отправлять их на мировой рынок, их заворачивают в бумагу и отправляют в хранилища до лучших времен - около трех миллионов каратов драгоценных камней каждый месяц.
Из-за падения мировых цен на алмазы Россия с декабря прекратила открытую продажу необработанных алмазов, и теперь, как пишет издание, контролирует цены на мировом рынке. В результате наша страна может определять цены на кольца с бриллиантами и ювелирные изделия в ближайшие годы, что оказалось одним из наиболее неожиданных последствий нынешнего экономического кризиса.
В нынешнем году Россия вырвалась на первое место в мире по добыче алмазов, обогнав компанию De Beers, которой в последние месяцы из-за "медвежьего" тренда на рынке драгоценностей очень не везет. За последние полгода компании пришлось привлечь у акционеров $800 млн. А тут еще и Евросоюз взялся за борьбу с монополиями, и это положило конец господству De Beers - теперь ей пришлось отказаться от практики, когда компания придерживала алмазы ради сохранения высоких цен. В прошлом году De Beers производил 40% всех алмазов мира, "АЛРОСА" - всего 25%. Но сейчас ситуация изменилась. В первом квартале этого года De Beers на 91% сократила производство. Ее примеру последовали Rio Tinto и BHP Billiton.
Однако Россия, будучи сырьевой державой, обычно не хочет серьезно влиять на цены. Например, на рынке нефти государство получает выгоду от нефтяных картелей, но не участвует в ценообразовании. Алмазный стал исключением. "Если не поддерживать цену, бриллиант становится просто куском углерода", - предупреждал представитель "АЛРОСА" Андрей Поляков, которого цитирует The New York Times.
Россия закрепляет лидерство и другими способами. Как заявил глава "АЛРОСА" Сергей Выборнов, компания провела переговоры с Центральным банком Анголы (которая, подобно России, все еще зависит от цен на нефть) и хочет скупать 30% продукции ангольских алмазных копей, чтобы не дать этим алмазам попасть на рынок.
Российское руководство стремится выбрать самый выгодный момент для возвращения на мировой рынок алмазов. Однако нынешний период - опасное время для того, чтобы становиться в авангарде алмазодобывающей отрасли. De Beers из-за падения спроса закрыла свои рудники, но российское государство воздерживается от сходных мер, опасаясь социального взрыва среди безработных.
И последний удар - "АЛРОСА" предложила De Beers и другим производителям алмазов вместе инвестировать в рекламную кампанию драгоценных камней со слоганом "Бриллианты навсегда". Россия, по сути, приняла на себя лидерство и стала рекламировать собственные камни, так как De Beers сконцентрировался на продвижении собственных фирменных алмазов. Самое время для российской компании захватить мировое господство.
Тем временем, рынок оптовой торговли ограненными алмазами емкостью около $21,5 млрд в этом году должен сократиться до $12 млрд, прогнозируют эксперты. Цены на необработанные алмазы упали почти на 75% со своих пиковых значений в прошлом июле. Утрачено более 60% рынка алмазов.
Сергей Выборнов обвиняет в нынешней ситуации на рынке трейдеров. Они брали кредиты под залог алмазов. Кредиторы предъявили претензии обеспечение и распродали камни, заполонив рынок. В результате "АЛРОСА" пришлось дистанцироваться от рынка, чтобы задержать дальнейшее падение цен на алмазы.
Теперь "АЛРОСА" надеется стимулировать спрос, продавая камни по долгосрочным контрактам оптовикам в Бельгии, Израиле, Индии и других странах. Контрактами предусмотрена цена, промежуточная между прошлогодним пиком и уровнем зимы 2008-2009 годов, сообщает издание. Существует также план продажи алмазов инвесторам при условии, что те продадут их ювелирам лишь через несколько лет. Кольцо с бриллиантом не должно стоить $100, говорит С.Выборнов.
"Мы обязаны говорить людям, что алмазы - это ценность. Мы пытаемся удержать цену. Но фактически мы торгуем иллюзиями", - пояснил изданию советник президента "АЛРОСЫ" Александр Малинин. Бриллиант не несет никаких полезных функций, а его цена держится на иллюзии его исключительности.
Чарльз Виндхэм, основатель De Beers, отметил, что Россия до сих пор управляла рынком очень грамотно: она отказалась торговать алмазами вместо того, чтобы зарабатывать деньги, вбрасывая сырье на рынок, тем самым вгоняя его в еще большую депрессию. "Что бы ни говорили о русских, они, конечно, не глупы", - говорит он.
Так что по окончании рецессии Россия, если будет вести такую же грамотную политику, может стать царицей алмазного рынка. И цена пресловутого кольца с бриллиантом в любом магазине мира будет зависеть от ее воли.
/IFX.RU/