Железнодорожные страдания

Глава РЖД Владимир Якунин пообещал президенту Дмитрию Медведеву, что билеты на поезда дальнего следования подешевеют в общей сложности на 20-30%. Но он не рассказал, что снижение стоимости коснется в основном СВ и купейных вагонов. И что пассажиры пригородных электричек пережили резкий рост стоимости абонементов

Железнодорожные страдания
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 7 мая. IFX.RU - Главный железнодорожник России Владимир Якунин отчитался перед президентом Дмитрием Медведевым за пассажирские тарифы образца 2009 года. Железная дорога станет доступнее для россиян, утверждает глава РЖД. Стоимость билетов на поезда дальнего следования снизится на 20-30%. Но так ли это на самом деле и что будет с пригородными электричками?

Далеко и дешево?

Кризис заставит россиян чаще пользоваться поездами для путешествий по стране, отметил Дмитрий Медведев. Действительно, до сих пор билет на поезд стоит дешевле перелета и иногда - проезда на автобусе. А учитывая, что доходы граждан упали, они будут искать более дешевый способ для передвижения по стране, особенно в отпускной период. Понимая все это, Д.Медведев попросил В.Якунина доложить, что же делают РЖД для того, чтобы облегчить жизнь своим пассажирам.

В.Якунин заявил, что ОАО "РЖД" в этом году не будет повышать цену на билеты, а напротив, снизит ее. "С учетом общей обстановки вместо того, чтобы, пользуясь своим правом повысить стоимость на пиковый сезон, мы приняли решение о том, что мы снижаем цену на билеты. Общее снижение достигнет 20-30%", - сказал глава "РЖД".

Д.Медведев поинтересовался, на какие категории граждан это будет распространяться. По словам В.Якунина, это решение будет распространяться на все категории. "То, что касается регулируемого сектора, это решение было принято государством, а что касается вагонов купейных и вагонов СВ - это (снижение стоимости) наше решение, и мы о нем заявили уже около месяца назад", - сказал он.

Напомним, власти решили, что запланированное ранее 13-процентное повышение платы за проезд на поезде было бы слишком для россиян в условиях кризиса, и приняли решение, что тарифы будут расти медленнее. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение проиндексировать их в 2009 году в среднем на 12% (с 1 января - на 5%, с 1 июля - на 5,7%). Ради этого из бюджета для компенсации выпадающих доходов РЖД выделено 50 млрд рублей.

Пассажирские тарифы с 1 января 2009 года были проиндексированы в среднем в 1,12 раза. В течение 2008 года они индексировались дважды - последний раз с 1 октября на 12%. Индексация тарифов затронула только перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах; стоимость билетов в купейные вагоны и СВ ФСТ не регулирует.

Так что объявленное В.Якуниным удешевление билетов на 20-30% касается не дешевых билетов, которые как раз всегда были наиболее востребованными, а купе и СВ.

Пригородный кошмар

Но поездами дальнего следования россиянин пользуется не так уж и часто - в среднем раза два-три в год. А вот электрички для многих, особенно для жителей пригородов мегаполисов, являются ежедневной необходимостью - на них волновые мигранты дважды в день ездят на работу и обратно.

"А как с пригородными поездами?" - поинтересовался президент Д.Медведев. В.Якунину пришлось признать, что электрички - это "ахиллесова пята" РЖД. Только в московском регионе железная дорога в день перевозит около 5 млн пассажиров. У РЖД большие проблемы с обновлением подвижного состава. А некоторые пассажиры до сих пор не считают нужным платить за проезд.

"Необходимо этим заниматься - и обновлением подвижного состава, и контролем за осуществлением самих перевозок, в том числе приобретением билетов. Вы - организация, которая должна получать деньги за перевозки. Это же не благотворительная деятельность", - заметил Д.Медведев.

Но вот чего, кажется, не знает президент, так это того, что "ахиллесова пята" РЖД уже дорого обошлась пассажирам пригородных электричек. Билеты подорожали с 1 января в 1,12 раза, как и разрешила ФСТ. Но вот цены на абонементы ("проездные") выросли до таких высот, что не каждый пассажир поверил своим глазам, увидев их новую стоимость. На некоторых направлениях месячные проездные прибавили в стоимости несколько раз. Конечно, железнодорожники объяснили все это очень красиво - "сближением стоимости абонементных и разовых билетов", чтобы покрыть свои убытки от пригородных электричек.

Подобное драконовское повышение цены долгое время никого из регуляторов не интересовало. Но в конце апреля на это обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она предложила правительству замедлить это сближение.

Дело в том, что до начала 2009 года властями регулировалась как разовая поездка, так и стоимость абонемента. При этом стоимость абонементного билета находилась на уровне 30% стоимости одноразового билета. РЖД все время жаловались, что получают из-за этого убытки, которые никто не компенсировал (а хотелось бы получать дотации местных бюджетов). Но при всем этом абонементными билетами пользовалась примерно половина пассажиров.

Но настал далеко не прекрасный для пассажиров 2009 год, когда цену абонемента разрешили определять самим железнодорожникам. Те, конечно, не замедлили воспользоваться ситуацией и взвинтить цены. Теперь проездные стали рассчитываться не из 30%, а из 70% от стоимости разового билета.

ФАС рассказала о том, что рост на отдельных направлениях составил от 33% (проезд Ховрино-Москва - с 600 рублей до 800 рублей) до более чем в 3,3 раза (Кашира-Москва, с 1700 рублей до 5600 рублей). Нетрудно представить, какие эмоции испытывал житель Каширы, когда после новогодних праздников увидел такие цены на проездной.

ФАС была возмущена. По ее мнению, о пассажирах никто не подумал. Органы власти субъектов РФ не обеспечивают баланс интересов пассажиров и перевозчика, а ФСТ ограничивается мониторингом ситуации.

РЖД, разумеется, назвала это повышение "маркетинговым ходом", который был призван повысить привлекательность регулярных пассажирских перевозок. Но трудно представить себе пассажира, которого привлекает тройное увеличение цены месячного проездного.

Антимонопольщики это прекрасно понимают. "Такие действия воспринимаются населением не как снижение относительно суммы стоимости разовых поездок, а как значительное увеличение стоимости абонементного билета по сравнению с ранее существовавшей", - говорилось в сообщении ФАС.

Наверное, все-таки можно было как-то выйти из ситуации. Например, предусмотреть более "гибкие" предложения для пассажиров, в частности, возможности приобретения абонементных билетов не только на месяц, сезон, но и на фиксированное количество поездок (5, 10, 20 и другое).

ФАС предлагает вернуть регулирование стоимости абонементов соответствующим органам и предложить пассажирам хоть какую-то альтернативу. Смогут ли антимонопольщики как-то помочь пассажирам пригородных электричек?

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });