Porsche идет в народ
Многолетняя борьба Porsche за контроль над Volkswagen завершается слиянием. Кризис помешал Porsche окончить свою масштабную войну победой, и дело завершилось то ли ничьей, то ли перемирием
Москва. 7 мая. IFX.RU - Porsche и Volkswagen (VW) снова будут вместе. Компании объявили о слиянии и о планах создать "интегрированную группу", выпускающую автомашины под 10 различными торговыми марками. Кто и как в результате будет управлять совместными активами решиться в ближайший месяц, говорится в сообщении Porsche.
Именно так, тихо и мирно, на фоне бушующего кризиса закончилась многолетняя война Porsche за контроль над Volkswagen, которую небольшой производитель люксовых автомобилей смог вывести на международный уровень.
Все началось в середине прошлого века, когда выдающийся немецкий конструктор и предприниматель Фердинанд Порше оставил после себя две автостроительные фирмы (Volkswagen и Porsche), рассказывает "Немецкая волна". В 2005 году потомки решили вернуть себе контроль над Volkswagen, который стал открытым акционерным обществом в 1960 году и с тех пор принадлежал широкому кругу миноритарных акционеров.
Но не тут-то было. В том же году был принят специальный "Закон о Volkswagen". Согласно ему никто не мог иметь в концерне долю более 20%. Как раз такого размера пакет был у государства в лице федеральной земли Нижняя Саксония и давал ему возможность в какой-то степени контролировать компанию. Но ЕС не могло смириться с подобным протекционистским законом, и в 2004 году объявил ему войну. Акции Volkswagen тогда были дешевы, и появилась опасность, что компанию перекупят иностранцы.
Поэтому потомки Фердинанда Порше объявили о массовой скупке акций и желании увеличит свою долю в компании. На тот момент им принадлежало 5% Volkswagen, и мало кто верил в то, что небольшому автопроизводителю удастся подобное мероприятие. Но тогда у Porsche были запасы ликвидности. И события стали развиваться стремительно.
В сентябре 2005 года фирма Porsche объявила о намерении довести свою долю в Volkswagen до 20%. В начале октября этого года доля в капитале преодолела отметку в 10%, а вскоре Porsche уже отчитывалась в рубеже 18,53%.
Параллельно со скупкой акций происходило много чего. Как только Porsche впервые увеличил долю, был оперативно принят новый "Закон о Volkswagen", который фактически придавал госпакету в 20% права блокирующего пакета. Начались демонстрации протеста рабочих концерна, подозревающих Porsche в намерении урезать производство на Volkswagen, произошло резкое выступление Еврокомиссии, считающей привилегированные позиции немецкого государства в VW просто безобразием.
В 2007 году был создан Porsche Automobil Holding, контролирующий в настоящий момент как производителя спортивных машин Porsche, так и концерн Volkswagen.
По состоянию на 5 января 2009 года у Porsche было уже 50,8% акций Volkswagen, на выкуп было потрачено около 23 млрд евро, пишет Financial Times. Руководство заявляло о планах увеличить пакет до 75% в текущем году, для чего Porsche влез в долги на 9 млрд евро. Кризис больно ударил по компании - чтобы уговорить банки занять необходимую сумму, Porsche пришлось изрядно потрудиться. Продажи автомобилей упали. Доходов Porsche теперь едва хватает на то, чтобы выплачивать проценты по займам.
Поэтому Porsche, судя по всему, временно отказались от наполеоновских планов по возвращению контроля над Volkswagen и решили пойти путем слияния. Ведь VW контролирует марки по всей Европе: Audi, Skoda, SEAT, Bentley, Lamborghini, Bugatti, производственные комплексы в Чехии, Венгрии, Великобритании, Испании, Италии. И в объединенной компании 9 из 10 торговых марок будет принадлежать Volkswagen.
После получения Porsche контрольного пакета Volkswagen ключевые позиции в холдинге Porsche Automobil Holding оказались в руках люксового производителя. Но долги Porsche вынудили компанию пойти на переговоры уже не о поглощении Volkswagen (доведя долю до 75%, на что потребуется еще не один миллиард евро), а о слиянии с нею, чтобы найти необходимые средства для расплаты по займам. Как пишет Financial Times, теперь расклад в управлении компании может измениться в пользу Volkswagen. Перед созданием новой холдинговой компании Porsche, акции которой торгуются на бирже, увеличит капитал на сумму до 4,5 млрд фунтов (5 млрд евро). Объединенная компания также может попытаться привлечь сторонних инвесторов; интерес уже выказали несколько суверенных инвестиционных фондов из стран Ближнего Востока, в том числе из Катара.
Война закончена или это только кризисное перемирие? Возможно, что после того, как мировой авторынок восстановится, Porsche вернется к идее объединить под своим контролем обе марки, которые оставил в наследство их великий предок. А пока объединенной компании предстоит экстренно решить, откуда же им достать 10 млрд евро для того, чтобы расплатиться по долгам.