РФ запретила ввоз с Украины некоторых видов железнодорожной продукции
Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - РФ запретила ввоз с Украины ряда ключевых компонентов ходовой части грузовых вагонов.
Соответствующее постановление правительства от 6 февраля опубликовано на официальном портале правовой информации. Оно дополняет аналогичный документ от 29 декабря 2018 г.
Речь идет о литых боковых рамах и надрессорных балках для вагонных тележек, а также колесных осях (как в собранном, так и в разобранном виде), колесных пар, самих колес, а также заготовках для них.
Постановление от 2018 г. также запрещает ввоз в РФ этих компонентов, перемещаемых через территорию Украины. Фактически оно носит контрсанкционный характер: подготовлено в соответствии с указом российского президента "в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ".
Между тем, еще в середине декабря, как писал "Коммерсантъ", Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших производителей грузовых вагонов в РФ) выражал обеспокоенность готовящимися решениями в письме первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову. "Несмотря на то, что доля продукции украинских предприятий является значительно более низкой, чем у российских производителей (не более 10-15% отдельных сегментов рынка), такая продукция (колеса, боковые рамы тележек, оси колесных пар) по-прежнему востребована потребителями", - отмечал СОЖТ.
В частности, ассоциация указывала на трехкратный рост с 2018 г. цены на колеса из-за "действий доминирующих российских производителей" - "Выксунского металлургического завода" группы ОМК и холдинга Evraz (более 80% рынка), а также "введения по их инициативе заградительных пошлин". Даже при сниженном спросе, несмотря на решения Федеральной антимонопольной службы РФ, цены в 2 раза превышают уровень начала 2018 г., заявлял союз.
Пошлина в 34,22%, о которой говорят операторы, действует в отношении колес производства "Интерпайпа" Виктора Пинчука. Украина - основной поставщик железнодорожных колес в ЕАЭС, объем импорта составил в 2019 г. $270 млн, в январе-октябре 2020 г. - $150 млн, сообщало издание. Действие пошлины приостанавливалось почти на год, но в июле возобновилось, срок ее применения истек 21 января 2021 г.
Железнодорожные операторы просили отложить решение о запрете импорта колес и литья до момента, когда цены в РФ снизятся, писала газета.
СОЖТ объединяет владельцев большей части парка грузовых вагонов РФ. В числе участников - "Федеральная грузовая компания" ("дочка" ОАО "Российские железные дороги"), "Новая перевозочная компания" группы Globaltrans, "Атлант" (совместное предприятие "ТрансФин-М" и ВЭБа), "Трансконтейнер", "Новотранс", "Трансгарант" группы FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство" ), транспортные структуры "Газпрома", "Мечела", "ЛУКОЙЛа".
Между тем, собеседник издания на транспортном рынке, отмечал, что крупное вагонное литье производят сами вагоностроительные заводы, и устранение конкуренции на этом рынке вкупе с гарантиями приемлемых цен на колеса вполне могло склонить производителей вагонов к соглашению с металлургами по украинскому вопросу.