Новые авто не дождутся хозяев
В марте продажи легковых авто в России рухнули почти вполовину, а за весь I квартал - на 40%. Главные причины бедствия - девальвация, повышение таможенных пошлин и сокращение платежеспособного спроса
Москва. 8 апреля. IFX.RU - Такого в России еще не видели. Новые автомобили перестали пользоваться спросом. В марте продажи легковых машин обвалились на 47% к прошлому марту, а за весь I квартал падение составило 40% к трем первым месяцам предыдущего года. Еще год назад, когда срок ожидания на большинство моделей иномарок измерялся месяцами, а стоимость места в очереди "на машину" имело свою цену в "у.е.", такого предвидеть не мог никто.
К этому все шло медленно, но верно последние полгода: 10-15-процентное сокращение продаж в ноябре-декабре прошлого года выглядит "цветочками" по сравнению с мартовским стихийным бедствием. Статистика же нынешних января-февраля, когда продажи упали на 29% и 38%, показывала, что провал неизбежен. Рост процентных ставок по автокредитам сделал практически недоступными кредитные ресурсы для покупки автомобилей. Девальвация рубля автоматически взвинтила цены на иномарки, да еще и производители увеличили их стоимость под влиянием роста таможенных пошлин. Все это наложилось на общее сокращение платежеспособного спроса населения. Теперь статистика сухо переводит все эти причины на язык цифр, измеряя результат в количестве непроданных автомобилей.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщает, что продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в марте 2009 года снизились до 135,4 тысяч машин (с 255,2 тысяч годом ранее), а за I квартал официальными дилерами в России было продано 387,8 тысяч новых автомобиля (647,9 тысяч в I квартале 2008 года).
Только 5 марок из официально представленных в России зарубежных и отечественных брендов смогли закончить март с положительной динамикой. Более всего повезло Hummer который на фоне всеобщей "автодепрессии" смог нарастить продажи на 89%, реализовав 153 внедорожника. На втором месте - Infiniti, который продал 614 авто, увеличив продажи на 55%. Далее следует Cadillac, он продал в марте 265 автомобиля, рост составил на 51%. Помимо этих, мягко говоря, недешевых марок увеличением объема продаж могут похвастаться и более демократичные по цене Volkswagen, реализовавший свыше 4 тысяч авто, что дало прирост продажам на 44% и Citroen (+13% и 1026 машин).
Наиболее провальным месяц стал для Jeep, который продал 431 авто, снизив при этом продажи на 95%, не повезло Chrysler - он смог реализовать всего 219 авто, что на 91% меньше прошлого марта. Dodge с 420 проданными авто потерял 89% результата годичной давности, Chery сократил продажи на 84%, он продал 1907 машин, а Mitsubishi - на 82%, ему удалось реализовать 9246 авто.
Что же касается наиболее востребованных в России автомобилей, то патриоты российского автопрома могут гордиться. Модели Lada (Priora, Samara и 2105/2107) занимают все три призовых места в списке самых продаваемых "легковушек" как по итогам марта, так и в I квартале 2009 года. Далее по степени популярности следуют Ford Focus, Lada Kalina, Renault Logan, Chevrolet Lacetti и Lanos, Mazda 3 и Toyota Camry, при этом все они, за исключением Mazda и Lanos тоже собираются в России. Между тем, даже самым популярным авто не удалось удержать продажи. "В ноль" в марте смогла выйти только Priora, остальные "любимчики публики" в среднем потеряли 36% прошлогоднего результата.
Ситуация, сложившаяся в мировом автопроме и на российском рынке заставила АЕБ существенно понизить прогноз продажи автомобилей в России. Если раньше она прогнозировала, что в РФ в этом году будет реализовано 2,4 млн штук легковых машин, то теперь автодилерам предложено сократить аппетиты до 1,7 млн. В прошлом году продажи иномарок в России выросли на 26% и составили 2,08 млн штук. Что поделать - кризис никак не хочет оставить в покое мировую экономику, да и в России уже была обещана вторая волна стихийного бедствия. Многим россиянам придется смириться с действительностью и отложить до лучших времен обновление автопарка.