Минфин предупреждает: бюджет в опасности
Антикризисный бюджет ждут серьезные испытания, предупреждает Минфин. Главные риски кроются в непредсказуемости внутренних и внешних рынков. Инфляция может оказаться выше закладываемых 13%, поступление доходов снижается быстрее, чем планировалось, не менее высоки риски привлечения заемных средств
Москва. 4 апреля. IFX.RU -Сверстанный на этот год бюджет будет очень трудно исполнить. Минфин в преддверии рассмотрения бюджета Госдумой рассказал депутатам, где лежат подводные камни. В нынешней сложной ситуации на рынках бюджет может недосчитаться налогов, инфляция превысить прогнозные показатели правительства, а компенсировать образовавшиеся дыры путем заимствований будет трудно.
Риски: доходы, инфляция и займы
"В ситуации с такой волатильностью на мировых и внутреннем рынках риски, связанные с исполнением бюджета очень велики", - сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам по обсуждению проекта поправок в федеральный бюджет 2009 года.
Так, по ее словам, в ходе исполнения федерального бюджета могут возникнуть риски более высокой инфляции, чем это прогнозирует правительство РФ, а также риски недосбора доходов. "Доходы быстрее недопоступают, чем даже мы планировали при формировании поправок в бюджет 2009 года", - сказала она.
Кроме риска недопоступления налогов, существует, по словам Т.Нестеренко, и риск, что Минфину не удастся занять на рынке 529 млрд рублей, предусмотренных бюджетом. "Кроме налоговых доходов, кроме инфляции у нас огромные риски привлечения", - отметила она.
"Мы на сегодняшний день очень мало взяли, наши попытки выйти на рынок заканчивались не очень удачно. Кроме того, сейчас экономическая ситуация такова, что выходить на рынок, когда мы должны стимулировать, чтобы шли инвестиции в производство, в экономику, отсасывать деньги в бюджет на этом фоне, наверное, было бы с точки зрения экономики неправильно", - пояснила она.
В связи с этим Минфин предусмотрел в пакете антикризисных мероприятий резерв в размере 125 млрд рублей, который позволит правительству РФ реагировать на макроэкономические изменения, которые могут возникнуть при исполнении бюджета.
Налоговая шутка
Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин в свою очередь отметил, что в январе-феврале текущего года "ситуация со сбором налогов складывается достаточно напряженная, и тенденция марта такая же". За первые два месяца в сравнении с аналогичным периодом 2008 года поступление налогов снизилось на 100 млрд рублей, или почти на 8%, сказал он.
С.Степашин подчеркнул, что "идет сокращение собираемости налогов по всем позициям, наблюдается тенденция к уменьшению сбора налогов, но все зависит от предложений налогового ведомства".
При этом он неодобрительно отозвался о предложении главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мокрецова о введении налога в размере 0,5% на все платежные банковские операции юрлиц. "Скажу откровенно, те экзотические меры, которые предлагает глава ФНС по поводу 0,5% - это для журнала "Фитиль", - сказал он.
Бюджет рекомендован
Между тем профильный комитет Госдумы поддержал поправки в бюджет 2009 года.
Прогнозируемый общий объем доходов в этом году снизится на 4 трлн 213,5 млрд рублей по сравнению с утвержденным объемом и составит 6 трлн 713,6 млрд рублей (16,6% ВВП). Общий объем расходов бюджета увеличится по сравнению с утвержденным на 667,3 млрд рублей и достигнет 9 трлн 692 млрд рублей (24% ВВП). Таким образом дефицит федерального бюджета составит 2 трлн 978,4 млрд рублей (7,4% ВВП) против утвержденного ранее профицита в 1,9 трлн рублей.
При этом расходы бюджета предлагается увеличить на 1 трлн 610,6 млрд рублей (4% ВВП) за счет так называемых антикризисных мер и сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд рублей.
Новые параметры бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,42 трлн рублей, уровня инфляции 13% и среднегодовой цены нефти Urals $41 за баррель.
Нефтегазовые доходы бюджета сократятся по сравнению с ранее запланированным объемом на 2 трлн 635,5 млрд рублей и составят 2 трлн 57,2 млрд рублей.
Объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда не меняются и составят 2 трлн 531,1 млрд рублей и 5 трлн 147,5 млрд рублей соответственно.
Новые бюджетные ассигнования в сумме 1,6 трлн рублей предлагается направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения в условиях международного финансового кризиса.
Расходы будут снижены по 8 основным статьям бюджета: на национальную оборону, общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, СМИ и на здравоохранение и. Все вместе тянет на экономию 473,1 млрд руб.
При этом на национальную экономику, социальную политику и межбюджетные трансферты добавят в сумме 1140,5 млрд рублей. Более всего достанется нацэкономике (+668,8 млрд рублей по сравнению с утвержденным объемом), на соцполитику добавят 1 млрд, а на межбюджетные трансферты - 470,7 млрд рублей.
Наш антикризис больше всех
Новые бюджетные ассигнования в сумме 1,6 трлн рублей предлагается направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения в условиях международного финансового кризиса.
В частности, на господдержку банковской системы предполагается направить 300 млрд рублей, проведение мероприятий активной политики занятости населения - 43,7 млрд рублей, увеличение пособий по безработице - 33,9 млрд рублей, использование средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов - 26,3 млрд рублей.
Субъекты РФ в рамках антикризисных мер получат дополнительную финансовую поддержку в сумме 150 млрд рублей. Дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам составят 388,5 млрд рублей.
Часть новых расходов в сумме 66,7 млрд рублей будет направлена на финансирование расходных обязательств, "изменение размера которых зависит от показателей прогноза социально-экономического развития РФ".
Кроме того, антикризисные меры включают в себя иные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения в общей сумме 601,5 млрд рублей.
/IFX.RU/