Новая финмодель ВСМ Москва-Петербург потребует роста госфинансирования

Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - Для строительства высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург предусматривается увеличение объемов государственного финансирования проекта. Об этом пишет во вторник газета "Коммерсантъ" со ссылкой на проект паспорта ВСМ, направленный в Минтранс 29 июля замглавы РЖД Сергеем Кобзевым.

По данным газеты, помимо капитального гранта на 200 млрд рублей, бюджет сделает вклад в акционерный капитал компании, которая будет строить магистраль, в размере 248,4 млрд рублей. Средства планируется перечислить в 2022-2024 годах.

При этом общая потребность проекта ВСМ в финансировании осталась прежней – 1,7 трлн руб., из которых 1,3 трлн руб. – внебюджетные инвестиции. 1,6 трлн рублей пойдут на строительство, 44 млрд рублей – на проектирование, 64 млрд рублей – на затраты по финансированию и управлению магистралью.

Кроме того, в паспорте ВСМ указано, что из 1,3 трлн рублей внебюджетного финансирования около трети – 427 млрд рублей – составят выпуски трех видов облигаций, для двух из которых предусмотрены госгарантии. При этом не уточняется, кто будет выпускать и выкупать бумаги.

Также неясно, как будут использоваться средства ФНБ, которые, как ожидалось, станут существенной частью общего финансирования. По словам источника издания, новая финансовая модель специально разрабатывалась без участия ФНБ. Кроме того, обсуждалось возможное привлечение льготного кредита ВЭБа, выделение средств из инвестпрограммы РЖД и привлечение других инвесторов.

Как отмечается в паспорте проекта ВСМ, его реализация предполагает хеджирование риска пассажиропотока через государственную поддержку в форме минимального гарантированного дохода, а также налоговые льготы: нулевая ставка НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров, налога на имущество и объекты инфраструктуры ВСМ.

Объем, структура и форма господдержки проекта могут быть изменены после согласования финансовой модели проекта, отмечается в письме.

В РЖД от комментариев отказались. В Минтрансе изданию сообщили, что в настоящее время корректировки паспорта федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" находятся на рассмотрении в правительстве, и комментировать подробности финансирования проекта до принятия решения преждевременно. В Минфине изданию заявили, что вопрос реализации ВСМ Москва-Петербург находится в проработке.

В последние несколько лет активно прорабатывался вариант строительства ВСМ Москва-Казань с возможностью продления на Урал и создания на ее основе транзитной магистрали между Европой и Китаем. Однако в 2018 г. вновь был реанимирован проект строительства высокоскоростной линии Москва–Санкт-Петербург. Президент РФ Владимир Путин поддержал идею проектирования ВСМ Москва-Петербург. Проектирование этого участка может занять три года. РЖД ожидают, что окончание строительства ВСМ Москва-Петербург может состояться в 2026 г.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });