Автопром ремонтируют на ходу
Продажи автомобилей в России упадут более чем вдвое, обещает глава Минпромторга Виктор Христенко. На этом фоне спешно спасают "АвтоВАЗ" - хитрым способом в него вольют 25 млрд руб. Плюс главные банки страны выделят ему кредиты на 90 млрд. Легенде нашего автопрома, "ГАЗу", также не дадут обанкротиться - ему "светит" 4 млрд рублей госгарантий
Тольятти. 30 марта. IFX.RU - Российский авторынок, еще недавно считавшийся чуть ли не Эльдорадо для всего мирового автопрома, с грохотом обвалится. Конечно, падение уже предсказывали, но теперь прогнозы основываются на реальных продажах первых двух месяцев. В Тольятти обсуждают, что же делать с российскими автопроизводителями в этой экстренной ситуации.
У авторынка "стуканул мотор"
Рынок обвалится более чем вдвое, предрекает глава Минпромторга РФ Виктор Христенко. По его словам, в 2009 году падение может составить до 60% от показателей прошлого года. Новый прогноз В.Христенко объясняет просто: динамика продаж автомобилей за январь-февраль 2009 года была далека от позитивной.
Напомним, до сих пор самый мрачный прогноз был у PricewaterhouseCoopers, который пугал всех 50-процентным падением продаж - до 1,6 млн. Но это в худшем случае, вообще же прогноз был 25% в количественном выражении, таким образом, объем продаж по прогнозу составляет около 2,3 млн автомобилей. Причем прогноз касается как иномарок, так и отечественных шедевров. 2008 год стал последним годом роста для зарубежных автоконцернов (продажи иномарок в России в 2008 году выросли на 26%).
На совещании по вопросам российского автопрома в Тольятти министр подчеркнул, что рынок коммерческих машин в любом случае сократится вдвое, "даже при условии мер поддержки сократится на 50%". "От дальнейшего падения этот рынок может удержать - и удержит - только государственная закупка", - сказал В.Христенко.
Как объявлялось недавно, Приморье хочет стать Детройтом по производству этих самых коммерческих авто, там организуется промсборка (пока только экс-"Северсталь" изъявила желание там работать). И потому В.Христенко, чтобы поддержать это благое начинание, хочет облегчить жизнь пионерам-автостроителям, которые решатся осваивать этот регион. Он просит распространить субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей на Дальний Восток на автобусы малого класса и легкий коммерческий транспорт.
А еще он вспомнил об обещании премьер-министра Владимира Путина, данное еще в декабре прошлого года. Он тогда сулил, кроме всего прочего, госгарантии компаниям при выпуске облигаций. Государство в 2009 году поможет автопроизводителям разместить облигации в объеме до 60 млрд руб., чтобы помочь компаниям с ликвидностью, говорил он. Для повышения привлекательности этих бумаг под них так же будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, будет открыто рефинансирование со стороны ЦБ. ВЭБ сразу же предложил включить облигации автопрома в перечень инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные средства.
Минпромторг РФ предложил упростить выпуск облигаций основными автопроизводителями и субсидировать выплату купонного дохода по этим бумагам и включать их в список А1. Ведь главной необходимостью автопрома являются "длинные деньги", а наиболее оптимальный механизм их привлечения - облигационные займы.
Полумертвый "АвтоВАЗ" - это раз
"АвтоВАЗ", основа и краеугольный камень российского автопрома, уже давно нуждается в капремонте. Уж чего только не делало государство, чтобы поддержать спрос на его продукцию - и госпошлины на иномарки повышало, и ставки по кредитам решило субсидировать - все не впрок. Без живых денег ему все равно не обойтись.
Теперь правительство лихорадочно ищет пути вливания средств - как отметил В.Христенко, экономическая ситуация на "АвтоВАЗе" не позволяет использовать для господдержки стандартный механизм госгарантии и субсидирования процентных ставок. В этой ситуации, по его словам, стоимость обслуживания кредитов в 2009 году вырастет в 3-4 раза. Это приведет к тому, что "АвтоВАЗ" не сможет реализовать инвестпрограмму, предполагающую обновление модельного ряда. "Это означает лишение "АвтоВАЗа" перспектив на 5-7 лет, он станет полумертвым", - сказал министр.
Поэтому были изысканы обходные пути, так сказать, через выхлопную трубу. Схема такая: государство дает одному из акционеров "АвтоВАЗа", "Ростехнологиям" (25% + 1 акция), денег на докапитализацию с возможностью последующей конвертации средств в акции автозавода. То есть акционер может выкупить допэмиссию автопроизводителя, ежели таковая будет одобрена остальными акционерами.
При этом российский премьер Владимир Путин сразу же успокоил остальных акционеров (по блокпакету у Renault и "Тройки-диалог"): дескать, государство не будет настаивать на размывании пакетов акций других акционеров компании, включая миноритарных. Также В.Путин отметил, что государство может спустя год продлить ссуду "АвтоВАЗу".
Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов немедленно попросил у государства 25 млрд рублей на эти мероприятия - для беспроцентной ссуды ОАО "АвтоВАЗ" на длительный период для осуществления антикризисной программы.
Но пока суд да дело, "АвтоВАЗу" нужно на что-то жить. Поэтому ссуда - это, конечно, дело хорошее, но деньги нужны сейчас. Глава "АвтоВАЗа" Борис Алешин заявил, что до того времени, как будут оформлены нормативные рамки выделения ссуды, он нуждается в кредите со стороны банков.
"Мы бы просили банки выделить короткий "кредитный мостик", который бы позволил нам - это в объеме 8 млрд рублей - позволил бы до этого периода прожить", - сказал Б.Алешин. На это уже согласились пойти крупнейшие госбанки - Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк. Общий объем может составить 90 млрд рублей на коммерческой основе. А на первое время, как заявил В.Путин, бридж-кредит будет в размере 8 млрд руб. - до 10 мая.
Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев, в свою очередь, сообщил, что ряд банков уже в настоящее время готовы принимать векселя "АвтоВАЗа". "Только в рамках региона без крупных московских банков сейчас семь банков готовы взять примерно 2,5 млрд рублей риска на "АвтоВАЗ" под его векселя", - сказал А.Улюкаев.
Так что "АвтоВАЗ" спасают всем миром и очень экстренно.
Неблагополучный "ГАЗ" - это два
Но не только "АвтоВАЗу" требуется срочный ремонт. Входящий в холдинг Олега Дерипаски "Базовый элемент" "ГАЗ" тоже требует починки. Компания не смогла в срок исполнить оферту по облигациям, испытывает трудности с обслуживанием кредитов и в расчетах с поставщиками. Долги у компании достаточно серьезны. Как сообщалось, просроченная задолженность группы "ГАЗ" перед металлургическими компаниями превышает 4,5 млрд рублей. Другим поставщикам "ГАЗ", по собственным данным автопроизводителя, должен еще 10-12 млрд рублей. Поговаривали даже о банкротстве компании. Но руководство страны заявило, что ни о чем подобном не может быть и речи.
Поэтому Олег Дерипаска предложил ряд вариантов докапитализации "ГАЗа". По словам В.Христенко, эти предложения сейчас обсуждаются. Сейчас, по словам министра, идет выработка условий общей реструктуризации долга перед всеми кредиторами компании.
В.Христенко отметил, что у "ГАЗа" "сложная структура обязательств по займам" и сейчас ведется работа с юридической и финансовой частью решения проблемы выработки общих условий реструктуризации. Эта работа должна быть завершена до 7 апреля - причем ключевая роль в решении проблемы, как сказал министр, за акционерами компании.
Владимир Путин заявил, что считает возможным предоставить ОАО "ГАЗ" госгарантии в объеме более 4 млрд рублей на реструктуризацию задолженности. "Также считаю возможным решить проблему, связанную с возвратом переплаченной группой "ГАЗ" (суммы) налогов в размере 2 млрд рублей", - заявил также В.Путин.
Видимо, автопром РФ действительно требует срочного капремонта. Проржавевший кузов российского автопроизводителя не вынес ухабов кризиса и начал разваливаться на куски. Теперь же его пытаются склеить на ходу деньгами и госгарантиями, ведь никакие окольные меры вроде попыток стимулировать внутренний спрос не подействовали. Будем надеяться, что правительство окажется грамотным автослесарем.
/IFX.RU/