Легенде автопрома грозят банкротством

О возможном банкротстве группы ГАЗ, легенды отечественного автомобилестроения, входящей в бизнес-империю Олега Дерипаски, стали говорить в полный голос. Количество исков в суд для взыскания долгов ГАЗа перед поставщиками возрастает. Компания старается придумать план реструктуризации долгов, которая устроила бы кредиторов, но у нее пока не получается

Легенде автопрома грозят банкротством
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 13 марта. IFX.RU - Кредиторы и поставщики продолжают осаждать бастионы бизнес-империи Олега Дерипаски, чьи компании столкнулись с финансовыми проблемами в ходе кризиса. Тучи сгущаются - к неприятному, но уже привычному словосочетанию "заморозка счетов" все чаще прибавляется угрожающий термин "банкротство".

Легенда на мели

О проблемах группы "ГАЗ", входящей в холдинг О.Дерипаски "Базовый элемент", известно уже достаточно давно. Компания не смогла в срок исполнить оферту по облигациям, испытывает трудности с обслуживанием кредитов и в расчетах с поставщиками.

О возможности банкротстве "ГАЗа" впервые публично заявил глава ВТБ Андрей Костин, однако внимания именно на этом варианте развития событий банкир не акцентировал. В недавнем интервью "Ведомостям" он признал, что с обслуживанием задолженности "ГАЗа" "есть проблемы", и вероятность банкротства компании "рассматривалась".

Категоричнее выступил председатель совета директоров и основной владелец ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) Владимир Лисин, который заявил, что компания может инициировать процедуру банкротства "ГАЗа".

Свое видение будущего легенды отечественного автомобилестроения В.Лисин изложил в телеграфном стиле. "Задолженность не ликвидирована. Поставок (от НЛМК) нет. Придется банкротить "ГАЗ", - сказал он журналистам в четверг.

По словам В.Лисина, просроченная дебиторская задолженность группы "ГАЗ" перед НЛМК составляет около 1 млрд рублей. При этом суммарная просроченная дебиторка НЛМК равна 1,5 млрд.

Берите, что есть

НЛМК приостановил поставки металлопродукции группе "ГАЗ" из-за высокого уровня просроченной дебиторской задолженности еще в ноябре прошлого года. В четверг в интервью телеканалу "Вести-24" официальный представитель НЛМК Антон Базулев отметил, что просроченная задолженность группы "ГАЗ" перед металлургическими компаниями превышает 4,5 млрд рублей. Другим поставщикам "ГАЗ", по собственным данным автопроизводителя, должен еще 10-12 млрд рублей.

"Перспективы погашения задолженности все время ухудшаются. Взамен денег нам предлагались заведомо неприемлемые схемы оплаты автомобилями, строительной техникой, неликвидными векселями. В таких условиях, разумеется, ни мы, ни наши коллеги не можем продолжать отгрузки продукции на "ГАЗ", - сказал он.

"Мы готовы обсуждать погашение задолженности, но это должны быть реальные варианты", - подчеркнул А.Базулев.

Параллельно НЛМК готовит документы для взыскания задолженности в судебном порядке. "Банкротство "ГАЗа" может стать одним из способов решения долговых проблем", - сказал А.Базулев, добавив, что продолжающиеся неплатежи "ГАЗа", от которого зависит множество поставщиков, и, соответственно, рабочих мест, усугубляют кризис в экономике.

В свою очередь, зампредправления группы "ГАЗ" Елена Матвеева назвала заявления основного бенефициара НЛМК "чрезмерно эмоциональными и неконструктивными".

"Мы ведем переговоры с кредиторами, представляем антикризисную программу, которая позволит сохранить рентабельность производственных площадок и расплатиться по задолженностям в соответствии с представленным планом реструктуризации. В целом наши партнеры верят в эффективность предложенных мер", - сообщила она "Интерфаксу".

НЛМК - не единственный поставщик, предъявляющий претензии "ГАЗу". Так, "Магнитогорский металлургический комбинат" в феврале направил в Арбитражный суд Нижегородской области два иска к группе на сумму 1,02 млрд рублей.

Ранее в презентации для банков-кредиторов группа "ГАЗ" раскрыла свой долг в размере 45 млрд рублей по состоянию на 19 февраля. Причем 23 млрд рублей из общей суммы компания обязана погасить в I квартале текущего года.

Просрочки задолженности группы "ГАЗ" в январе и феврале составили 13,5 млрд рублей, а до конца декабря 2009 года "ГАЗу" предстоит погасить минимум 80% общей задолженности - 36 млрд рублей.

Помимо этого, согласно презентации для кредиторов, в залоге по кредитам "ГАЗа" находятся "оборудование, здания, продукция и имущественные права", среди которых и контрольный пакет акций ОАО "ГАЗ" (на балансе этой управляющей компании консолидированы все производства группы).

Группа "ГАЗ" предлагает кредиторам пролонгировать кредиты как минимум на пять лет с отсрочкой выплат по основному долгу на два года. Проценты "ГАЗ" намерен начать выплачивать через полгода.

Второй фронт

Более трети долга группы, согласно презентационным материалам, сосредоточено у госбанков - это 15,46 млрд рублей. Среди частных банков-кредиторов - Альфа-банк, Коммерцбанк, "Петрокоммерц", Райффайзенбанк, "Уралсиб" и другие.

Наиболее активную позицию пока занимает Альфа-банк. Он уже направил в Арбитражный суд Москвы иски о взыскании с дочерних компаний "ГАЗа" 360 млн рублей, а также высказал намерение добиваться заморозки счетов группы за долги.

Объектом судебного преследования крупнейшего частного банка страны стали и многие другие компании "БазЭла". По искам Альфа-банка уже замораживались средства на счетах "Главстроя" (требования к ней есть и у того же ВТБ) и "Союзметаллресурса", а в четверг стало известно о промежуточном решении Королевского суда острова Джерси по делу Amsterdam Trade Bank ("дочка" Альфа-банка) к En+ Group (управляет энергетическими и алюминиевыми проектами "БазЭла"). По решению суда были заморожены средства En+ в размере 13,7 млн фунтов стерлингов. Эта сумма призвана обеспечить исполнение En+ обязательств по кредиту на $20 млн, привлеченному в Amsterdam Trade Bank.

Заместитель председателя правления Альфа-банка Владимир Татарчук подтвердил эту информацию агентству "Интерфакс-АФИ" и сказал, что банк был готов реструктурировать всю задолженность компаний "БазЭла", однако вынужден возвращать долги через суд.

"Возможности "БазЭла" по реструктуризации далеко не исчерпаны: есть масса вариантов, при которых холдинг может дать комфорт банкам-кредиторам для того, чтобы договориться. Мы вели и ведем такие переговоры. Мы готовы были реструктурировать всю задолженность "БазЭла", - сказал он.

"En+ Group ведет постоянные консультации по реструктуризации задолженности на равноправной основе со всеми кредиторами - как российскими, так и зарубежными. Мы уверены, что благодаря тому, что активы En+ Group имеют стратегически стабильное положение, в долгосрочной перспективе наши обязательства перед всеми кредиторами будут урегулированы", - так прокомментировал ситуацию представитель En+ Петр Лидов.

Наибольшая долговая нагрузка среди подконтрольных О.Дерипаске компаний лежит на "РусАле" (около $14 млрд, из них задолженность перед международными банками - $7,4 млрд). В минувшую пятницу "РусАл" сообщил о подписании соглашения о переносе сроков погашения основного долга по кредитам международных банков, приходящегося на ближайшие 2 месяца. Однако это лишь временная передышка: вопрос о реструктуризации долгов продолжает обсуждаться.

Новости по теме

Реанимация "РусАла"

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });