Важно
Путин: После ударов ракетами ATACAMS и Storm Shadow региональный конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Коронавирус заставит россиян экономить на всех статьях расходов, кроме пяти

Три четверти опрошенных ждут рецессии для российской экономики

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Россияне планируют сократить расходы на большинство товаров и услуг, и 50% опрошенных связывают эти планы с пандемией COVID-19. Увеличивать затраты респонденты планируют только на пять категорий товаров и услуг; в этот перечень попали домашний интернет и свежие продукты.

Таковы результаты исследования BCG и "Ромира" "COVID-19 - Срез потребительских настроений №1: Российские потребители - новая реальность". Социологи опросили 1200 человек по всей России, в исследование было включено более 40 категорий товаров и услуг (продовольственные товары, товары длительного пользования, одежда, транспорт, туризм и здравоохранение).

Планы нарастить расходы

Пять категорий, в которых ожидается повышение расходов, связаны либо с опасениями по поводу здоровья, либо с введением режима самоизоляции.

Расходы на коммунальные услуги планируют увеличить 23%, сократить - 8%. 11% опрошенных собираются увеличить расходы на домашний интернет, 7% - сократить. Также в списке мобильная связь (13% против 9%), безрецептурные лекарства (16% против 12%) и свежие продукты (16% против 13%).

Что такое "свежие продукты", опрошенным не объяснили. Обычно к ним относят молочные продукты, мясо, овощи и фрукты, говорится в исследовании.

Во всех остальных категориях доля тех, кто собирается сократить расходы, превышает долю готовых потратить больше.

Экономия на продуктах

По остальным категориям продуктов опрошенные чаще планируют сократить расходы.

Так, 28% опрошенных планируют в ближайшие полгода сократить расходы на алкоголь, в то время как увеличить расходы готовы только 8% респондентов. 16% потребителей планируют тратить меньше на замороженные и консервированные продукты (14% готовы увеличить расходы), 15% - на бакалею (14% собираются увеличить закупки). Сократить затраты на детское питание готовы 8% потребителей (против 5%, которые собираются тратить больше).

38% респондентов объяснили, что планируют покупать меньше алкоголя, потому что хотят сократить ежемесячные расходы на него, а 20% - потому что ожидают сокращения своих доходов в следующем месяце. 23% респондентов не планируют покупать алкоголь, потому что уже запаслись.

Самые большие запасы сформированы в категории бакалеи - у 34% респондентов. 48% опрошенных собирается сократить расходы на бакалею из экономии (21% планирует сокращение ежемесячных расходов на эту категорию, 27% ждут падения доходов).

Большинство из тех, кто планирует увеличить покупки свежих продуктов и бакалеи, сделают это, потому что ожидают роста цен или планируют создать запасы.

Самой же популярной причиной для роста покупок алкоголя стало ожидание какого-либо события или особого случая (27% опрошенных).

Экономия на одежде, непродовольственных товарах и развлечениях

В сегменте одежды и роскоши снижение спроса ожидается во всех подкатегориях. Меньше всего изменятся расходы на детскую одежду: 19% опрошенных сказали, что хотят сократить эти траты, 5% - наоборот, увеличить.

Снизить расходы на покупку спортивного снаряжения и одежды планируют 31% респондентов, на женскую одежду - 34%, на мужскую - 32%, на сумки, украшения и другие аксессуары - 35%, на обувь - 37%, на ювелирные украшения - 25%. Доля потребителей, готовых увеличить расходы на покупку этих товаров, составляет 2-6%, в зависимости от категории.

34% опрошенных собираются снизить траты на мебель и предметы интерьера, 35% - на мобильные электронные устройства, 37% - на стационарную электронику и бытовую технику.

20% потребителей планируют сэкономить на покупке средств по уходу за волосами, лицом и телом, 29% - на косметике и парфюмерии, 21% - на играх и игрушках, 14% - на товарах для дома.

43% респондентов собираются сократить затраты на посещение кинотеатров (увеличить расходы по этой статье готовы только 9% опрошенных), 39% планируют меньше тратить на рестораны (5% - больше), 41% потребителей хочет снизить расходы на посещение спа-салонов, тематических парков и концертов (и только 4% готовы увеличить траты на эти услуги).

Также значительная доля респондентов собирается в ближайшие полгода снизить расходы на подписки на видео-платформы (35%) и доставку продуктов (34%). В то же время доля тех, кто, напротив, собирается тратить на эти сервисы больше, довольна существенна (20% и 17% соответственно).

Опрос показал, что 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения.

"Россия вместе со всем миром находится в "идеальном шторме". Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг - естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные", - прокомментировал результаты опроса президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин.

Хроника 27 января 2020 года – 21 сентября 2021 годаЭкономический кризис
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });