Вирус кризиса
Эксперты утверждают, что кризис изменит людей: они променяют рестораны на церкви, будут больше пить, захотят служить в армии и быть чиновниками, которые получают доступ к госкормушке
Москва. 27 февраля. IFX.RU - У кризиса, как и у любого явления в нашей жизни, есть положительные и отрицательные стороны. Безусловно, под его влиянием изменяется не только государство и его политика, но и жизнь каждого человека. Он разрушает прежние ценности и создает новые. Washington ProFile со ссылкой на мнения различных экспертов попытался предсказать последствия, которые можно ожидать в свете последних событий на экономическом фронте.
Люди будут чаще ходить в церковь и больше пить
Что касается образа жизни обычного человека, то эксперты отмечают: чем глубже кризис, тем чаще люди ходят в церковь. Популярность религии стремительно растет.
Исследование Texas State University показало, что во все периоды экономических кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось.
Однако есть и противоположные данные: к примеру, Economics and Development Resource Center проанализировал влияние азиатского финансового кризиса на общества Таиланда, Южной Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск дешевых продуктов и товаров, что сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.
Но если церковь может похвастаться посещаемостью в большинстве стран, то вот развлекательные заведения становятся все менее популярными. Люди отказываются от посещения ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако это отнюдь не приводит ко всеобщей трезвости. Просто в целях экономии обыватели покупают дешевый алкоголь в магазина и пьют его дома или на улице - чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга.
Как отмечают эксперты, этот феномен был отмечен практически во всех немусульманских странах мира. К примеру, Всемирная организация здравоохранения в 2004 году опубликовала результаты обследования Аргентины, которая незадолго до этого пережила крупномасштабный финансовый кризис. В первый год кризиса посещаемость кафе и баров, где продавался алкоголь, снизилась более чем на 25%, а продажи в винных магазинах выросли на 32%. Нечто подобное происходит и ныне. К примеру, производитель виски Jack Daniels и водка Finlandia в начале 2009 года сообщил о стабильном росте продаж.
Государство ждет кадровый бум
Специалисты утверждают, что кризис - лучшая пиар-кампания для госструктур. Именно в эпоху нестабильности работа здесь получает небывалую популярность. Оно и понятно: государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Причина этого проста: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы.
Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность. К тому же, госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний.
Подобная тенденция уже наблюдается в России. Министерства уже сообщали о том, что приток экс-менеджеров из коммерческих структур уже ощутили в Минфине, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе РФ. Соискателей не пугает даже многократное снижение зарплаты. "Кадровый голод", который мучил министерства уже давно, утолил кризис. Например, желающих работать в Минфине стало в 2,5 раза больше.
По мнению экспертов, в результате притока кадров в госструктуры улучшается качество бюрократии, что иногда приводит к хорошим последствиям для работы госаппарата. Однако есть и другая сторона медали: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут вместе с полномочиями, так что улучшения всегда временны. Раздутый госаппарат остается и после завершения кризиса, и работает он все хуже.
В России пока эту тенденцию проследить трудно. В министерствах исторически сложилось так, что всегда был недобор чиновников. Теперь они наконец набирают комплект. А администраций президента РФ и вовсе объявила о сокращениях в своих рядах - не менее чем на 100 человек до 1 марта. В настоящее время в центральном аппарате администрации президента работает около 1,5 тыс. сотрудников.
Кроме того, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле. Растет влияние на экономику отдельных чиновников, и в результате государственные институты часто становятся более коррумпированными. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.
Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.
В России сейчас уже происходят подобные вещи. Например, сообщалось о том, что в Сибири сильно возросло количество желающих поступить на контрактную службу. В прошлом году не все военкоматы смогли набрать нужное число желающих служить в армии по контракту, а сейчас от желающих нет отбоя. Руководители военкоматов объясняют такой наплыв желающих тем, что на предприятиях начались сокращения, увольнения и вынужденные отпуска. В результате альтернативой заработка стала армия.
Города-свалки
И еще одна возможная проблема кризиса. Мегаполисы могут превратиться в свалки в буквальном смысле слова. Ведь падение мировых цен на сырье сделало невыгодным переработку мусора. В результате, компании, которые его перерабатывают, несут серьезные убытки и предпочитают просто складировать отходы. Так, во время Великой Депрессии за четыре года (с 1929 по 1933 год) объемы рынка металлолома уменьшились в десять раз, его стало невыгодно перерабатывать, благодаря чему, окрестности крупных городов США превратились в гигантские свалки.
В общем, суммируя все эти тенденции, можно нарисовать картину будущего для жителей нашей страны. Картина может выглядеть так: россиянин на ступенях церкви с бутылкой "паленой" водки в мундире российского солдата взирает на горы мусора на улицах города.